Монтаж, массаж и меланхолия

by news
Categories: Новости
Tags:
Comments: No Comments
Published on: 17.09.2016

"Югославская кинематография стала известной в мире, хотя и не имела длительной истории. Короткая история нашего кино наполнена событиями, которые останутся незабываемыми. Одно из них - появление, сразу же после Второй мировой войны, первого самостоятельного художественного фильма в ФНРЮ - "Славица". Вьекослав Африч, режиссёр и сценарист нашего первого послевоенного кино, рассказывает об исторических моментах съемок "Славицы". Радость, упорство, самоотречение, присущие людям искусства по всему свету, были присущи и нашим пионерам кино. Они были воодушевлены общим размахом обновления нового общества, и главным их богатством были восторг и восхищение от создания новых ценностей. Поэтому, говоря о работе над фильмом, Африч открывает нам гораздо больше: и то время, и людей в нём".

Югославский и воеводинский кинорежиссёр, крупный работник новисадского телевидения профессор Петар Любоев (1938-2000) приводит рассказ Африча в своей, цитируемой книге "Свет покретних слика", вышедшей в Нови Саде в 1994:

"- Было жаркое лето 1946. Точнее: было 22 июля 1946. Первый день съемок. Село Стробеч, совсем рядом со Сплитом. Раскалившийся от жары далматинский камень под нами, а над нами - чистое небо. Первые кадры: красные партизаны нападают на муссолиниевский гарнизон. Статисты (все - недавние партизаны), умело обращаясь с оружием и виртуозно владея всеми военными навыками, врываются в оккупированное село и окружают фашистскую казарму. Роли героических воинов не были им ни тяжелы, ни странны. Ещё только вчера, так сказать, они переживали точно то же. Разве что камера их не снимала. Кинооператор Жорж Скрыгин держит в руках малую журналистскую камеру. Хотя не важно, какая камера. Главное, что может снимать. Эх, нам бы во время войны иметь такую камеру!"

"- "Пауза! Перерыв!" - восклицает Скригин. Ассистент оператора едет на "виллисе" в село, отвезти сто метров отснятой кинопленки. Завершился первый день съемок. Вечера мы дождались в приподнятом и радостном настроении. Нужно было искупаться, освежиться, собрать новые силы для съемок на следующее утро. Совершенно в безумном настроении рванули на пляж. Солнце уже утонуло в синеве моря. Мы, словно дети, мчались, кто первым нырнёт в освежающие морские волны. Зачем так тороплюсь - сам не знаю. Спотыкаюсь, падаю... И ломаю ребро. Лишь общее воодушевление заглушает боль, но долгие дни съемок передвигаюсь с трудом, ковыляю, опираясь на палку".

"- Настоящей пыткой для актёров были съемки крупных планов. Сколько слёз было ими пролито! Снопы солнечных лучей били прямо в глаза актёров, но поделать было ничего нельзя ввиду почти полного отсутствия ставшей так привычной куда позднее специальной осветительной техники. Ну, разве можно держать глаза открытыми - и смотреть прямо на солнце? Актёрам, куда тяжелее, чем играть, было тогда в кино именно не играть, не театральничать. Им казалось, что требования к игре в кино - это вообще какое-то не искусство. "Ну, разве это игра? В этом же нет ничего!" "Я всё понимаю, - говорил мне тогда один из актёров, - но никак не могу представить, как ты всё эти кусочки слепишь воедино". Объясняю - "это монтаж". "Монтаж? А, ну, давай-ка. Здорово будет это увидеть!"

"- Вдруг внезапно - стоп. Нет больше съемок. Остались без киноплёнки. И без того постоянно меняли типы и фабричные марки плёнки, а теперь вообще остались без таковой. Жалуемся, пишем, звоним по телефону, угрожаем, умоляем, проклинаем... Всё напрасно! Нет, и нет. Кинокоманда отдыхает, и каким же мучительным и тяжелым был этот перерыв. Не зная, что и делать, начинаем монтаж. Разумеется, - без монтажного стола, грубо. Затем привозят пленку - и опять снимаем!"

"- Отдельной проблемой были съемки макета. Пробовали сначала в море. Не выходило, как нужно. Волны огромные, а суда маленькие. Как детские игрушки. Хуже всего, что не получалось это снять, будто с высоты птичьего полета, словно снимали с самолёта. Требовалось как-то иначе решить эту проблему. Сам чертил, высчитывал. Эврика! После нескольких дней размышлений и комбинирования я нашёл решение. Весь бой на море снимем в бассейне, в котором во время войны сельчане добывали соль, выпаривая морскую воду. Перед бассейном выкапываем яму, в которой ставим камеру. Перерываем все окрестности, собираем отовсюду настольные вентиляторы для создания "маленьких волн". Как же смешно выглядел тот "бой" в бассейне! Три дня мы снимали "бой", который в фильме не длится и полных трёх минут. "Внутренности" же судна снимали в море".

"- Какой там теплый бассейн или же студия, и думать о них тогда даже не могли. Итак, потребовалось, чтобы бедняжка Ирена Колесар, игравшая Славицу, вошла в холодное октябрьское море. На нём - легкий шторм. Первые кадры были сняты. Теперь нужно быстро отогревать озябшую и всю моктрую актрису, которая вся дрожала. Горячий чай, аспирин, коньяк... Натрите её спиртным! Массаж! Продолжайте массаж!"

"- Незадолго до конца работ над лентой какой-то "шутник" из монтажной кабины вообще украл пятьсот метров пленки из уже снятого и смонтированного фильма. Пришлось из забракованных ранее дублей компоновать новый кусок взамен украденного... В итоге, готов фильм "Славица" был уже в феврале, но до своей премьеры дожил только в мае 1947. На окончательном монтаже фильма мы работали, так сказать, "нон-стоп". По 60 и 70 часов кряду работали без перерыва. Была то действительно очень тяжелая работа, и в те постоянные напряжение и преодоление вложено очень много труда, упорства и усилий. Конечно, именно в этой части работы больше всего было физического напряжения. Но и в том, что предшествовало последнему этапу работы, хватало усилий и мук - иного рода".

"- Я не присутствовал на первом показе "Славицы". Официальной премьеры не было. Не видел и более поздних кинопоказов, - и впервые посмотрел этот фильм как зритель только по случаю десятой годовщины нашего первого послевоенного художественного фильма. И, может быть, лучше бы для меня, если б я его тогда не посмотрел. Ведь столько лет у меня были теплейшие и прекраснейшие воспоминания, столько вещей, которые связаны с работой над этим нашим фильмом, что пересматривая его, ощутил себя как человек, перелистывающий альбом своей молодости. И переполняющийся грустью и глубокой меланхолией".

Фото: югославский и хорватский красный повстанец, актёр, кинорежиссёр и сценарист Вьекослав Африч (1906-1980), 1942.

Скриншот: югославская и хорватская коммунистическая партизанка и актриса Ирена Колесар (1925-2002) в кинофильме "Славица", 1946-47.

http://rikki-vojvoda.livejournal.com/221184.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
No Comments - Leave a comment

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Рубрики

Статистика

Партнеры

Welcome , today is Вторник, 25.10.2016
Яндекс.Метрика