Вальсирующие / Les Valseuses, 1974

by news
Categories: Новости
Comments: No Comments
Published on: 26.03.2018

Молодые Жан-Клод и Пьеро — немного воры, немного бандиты, немного мошенники, а в целом, скорее, циничные хулиганы и развратники. Иногда их пробивает на сантименты и тогда персонажи могут позволить себе делать всякие умильные жесты, опекать обездоленных, транжиря на них деньги – отобранные или украденные у других людей. К ним прибивается еще одна героиня - фригидная «честная давалка», которую парни без раздумий и ревности пользуют на «двоих», а потом и на «троих». В общем, до самого финала это паскудное, но веселое трио будет заниматься хичхайкингом и хайджекингом, жить нетрудовыми доходами и удирать от фликов, ставить экстремальные сексуальные эксперименты, и всякими иными путями доказывать ненужность собственного существования.


Идеальная картина будущего многим представляется такой: через 100 лет население планеты не будет превышать миллиарда, причем основой его будет космополитический класс мультиязычных интеллектуалов — культурных деятелей, служащих постиндустриального сектора, научных сотрудников, а также инженеров, осуществляющих дистанционное управление гигантскими роботизированными заводами. Основной идеологией такого общества станет социал-демократия, с большим или меньшим уклоном в дирижизм (в зависимости от экономической конъюнктуры), стратегические вопросы будут решаться с помощью виртуальных референдумов и непосредственного законотворчества, а для оперативного управления останется закрытое сословие профессиональных потомственных политиков. Понятно, что в такой сценарий не вписываются ни орды религиозно и национально озабоченных азиатов, ни многочисленный и раскормленный рабочий класс «первого мира». Что касается первых, то они будут начисто выкошены путем провокации кровопролитных междоусобных войн и добиты при помощи высокотехнологичных ракет и беспилотников, а также восточноевропейских ЧВК (некую прелюдию подобного мы видим сейчас в Ливии и Сирии-Ираке).

А вот план «окончательного решения рабочего вопроса» чуть изощреннее. Для начала профессия «синего воротничка» была полностью лишена всякой престижности, и если вплоть до 60-х годов принадлежность к этому классу была предметом гордости, существовали «рабочие династии», то очень быстро от этой утопии не остается следа. Рабочий, как и крестьянин отныне причисляется к низшим слоям общества, заведомо лишенным всякой культуры и будущего. Даже в СССР 80-х годов, несмотря на оголтелую пропаганду, неплохой заработок и отсутствие всякой ответственности становиться рабочим было стрёмно, ПТУ были однозначным отстойником дегенератов, даже дети из пролетарских семей рассматривали завод максимум как временный и вынужденный этап («получить стаж, закончить рабфак, стать специалистом») карьеры. По этой причине, кстати, в страну массово завозили гастарбайтеров из Вьетнама, Болгарии и т.п. - ощутимо не хватало рабочих рук... В европейских странах, однако наблюдается противоположное явление — постепенный рост безработицы среди титульных наций.

Вообще-то Les Valseuses на французском слэнге означает «тестикулы», которые, в свою очередь, по латыни будут звучать как proles. Вот это и есть герои Депардьё и Девэра — деклассированные пролетарии (которым нечего терять, кроме своих половых органов), слишком избалованные для того, чтобы браться за черную работу и слишком тупые для того, чтобы вписаться в новые сектора экономики. Поэтому они сбиваются в шайки, занимаются мелким криминалом, а впоследствии либо искореняются в столкновениях с другими уголовниками и полицией, либо получают постоянную прописку в местах лишения свободы. В принципе, этот архетип является расхожим для послевоенного поколения и становится примером жестких издевательств со стороны культурного слоя: если в «400 ударов» Трюффо заготовка под гопника показана с глубоким сочувствием, то уже годом позже Годар презентует своего Мишеля Пуакара в гораздо более ядовитом ключе, а английские и немецкие маргиналы прекрасно и зло вырисованы, скажем, в «Заводном апельсине» и многочисленных опусах посвященных «хальбштарке».

Жан-Клод и Пьеро, пожалуй, не настолько опасны для общества как «банда Алекса», но, пожалуй, еще более антиэстетичны и отвратительны. Наверное, это заслуга актеров, которые в сущности и не играли даже, а просто жили перед камерами: особо ярок тут, конечно, Депардьё, который родился сыном поденного рабочего, стал малолетним проститутом, не сумел даже закончить средней школы, а под конец жизни закономерно закорешился с такими отбросами как Путин и Кадыров. Дело даже не в чинимом героями беззаконии, а в том, что они творят его чисто на инстинктах, словно животные — даже не пытаясь провести под свои действия моральную или идейную основу. Интересно, что некоторые предпосылки этого все же проявляются ближе к финалу (герои что-то говорят про экспроприацию экспроприаторов и коммунизм), но это лишь слабое эхо событий 1968 года, когда власти в последний момент осознали опасность политизации стихийного молодежного процесса и успели его задушить. В результате группы прямого действия во Франции так особо и не прогремели, в сравнении с немецкой Красной армией и итальянскими Красными бригадами. А чтобы юнцов не качнуло в противоположную крайность, национализм, власти заранее занялись направленной метисацией люмпенов, в итоге сейчас вся европеоидная голь перекатная живет в нищих кварталах вместе с азиатами и африканцами, и усиленно под них мимикрирует, так что нацистским боевикам просто неоткуда взяться.

В общем, обложили со всех сторон. Неудивительно, что количество рабочих и крестьян в развитых странах неуклонно сокращается. Вероятно, через несколько десятилетий пролетарии сравняются по численности с фермерами, а впоследствии и вовсе канут в Лету, как некогда крепостные и рабы, вытесненные более выгодными формами эксплуатации. Так что не случайно в финале герои (только что совершившие нечто такое, из-за чего сочувствие к ним окончательно улетучивается) на неисправной машине лихо мчатся по опасному серпантину, в последних кадрах заезжая в сокрытый мраком туннель. Вот из-за такого тонкого, и, одновременно, крайне злобного и мизантропического юмора я и смотрел картину, закрывая глаза на slapstick-ситуации и всю полоумную грязь, сочащуюся с экрана. Удивительно все же, в какую обертку из изящества и остроумия французы могут завернуть самое мрачное и непрезентабельное содержимое, самые неутешительные футуро-прогнозы.

https://richteur.livejournal.com/356256.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
No Comments - Leave a comment

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рубрики

Архивы
Статистика

Партнеры

Welcome , today is Понедельник, 02.04.2018
Яндекс.Метрика