Великая стена
За последние несколько лет Китай очень серьезно нарастил объемы собственного кинорынка. И речь сейчас идет не о количестве и качестве собственно китайских фильмов (хотя это тоже имеет место быть), а о кинотеатрах. Их стало ощутимо больше, а учитывая количество потенциальных зрителей, можно смело утверждать, что на сочный китайский кинопирог зарятся все киноделы мира. И особенно Голливуд, так как на данный момент Китай, единственный в мире, уже вполне может потягаться с рынком американским. Тем более, что если раньше Пекин строил "великую китайскую стену" перед иностранными студиями, то не так давно для Фабрики Грез были широко распахнуты главные врата. Ограничения на прокат стали куда либеральнее, и как грибы начали появляться фильмы совместного производства, ведущие кинофраншизы в обязательном порядке хоть на один фильм серии переселялись в Поднебесную, а китайские актеры и режиссеры увидели зеленый свет и получили шанс поработать в столице мирового кинематографа. И фильм "Великая стена" стал одним из результатов такого вот взаимовыгодного сближения Китая и США. И хоть сама картина произвела на меня куда более слабое впечатление, чем ее трейлеры, здесь проявились крайне любопытные тенденции, о которых стоит поговорить. Но начну все равно с сюжета.
На дворе стоит не совсем понятный, но дремучий год. Великая стена уже построена, порох в Европе еще не изобретен, и морской путь в Китай еще не открыт. Главные герои - европейские (и не только) торговцы, которые пытаются добраться до Поднебесной и купить (ну или стыбрить - как дело пойдет) самое мощное оружие мира - черный порох. По пути отряд изрядно потрепали кочевники, а однажды ночью на лагерь напал странный зеленый четвероногий монстр, коий в конце концов пал от руки Мэтта Дэймона. Так или иначе, но от отряда осталось всего двое путешественников - уже упомянутый мною Дэймон и его старый и проверенный друг Педро Паскаль. Но добравшись до китайской границы европейцы увидели огромную стену и сильную армию. Путешественников берут под стражу, но очень скоро незваные гости становятся меньшей из проблем китайских солдат. Снова, после 60 лет бдительного мира, на укрепленную границу напали армады монстров Таоте, агрессивных, умных и сильных тварей. Их цель - перебить жителей Столицы и накормить их мясом свою королеву. И если отважные воины Безымянного Ордена их не сдержат, то под угрозой окажется не только Китай, но и весь остальной мир.
Схема сюжета совершенно классическая. Имеется армия плохишей - в данной ситуации полуразумных монстров - полу, потому что за них партия (читай королева) думает. Имеются противники монстров - бравые и смелы воины. И имеются чужестранцы, глазами которых зрители и смотрят на всю эту грандиозную войну миров. Более того, сценаристы "Великой стены" даже не станут изобретать велосипед. Все будет написано под копирку: первая битва, которую сторона Зла проиграет, пауза, плохиши находят обходной путь и нападают на столицу, после чего их окончательно побеждают. Точно по такой же схеме выполнены, к примеру, мультфильм "Мулан" и фильм "Первый рыцарь" с Гиром и Коннери, и многие другие картины. Притом сценарное сходство с "Первым рыцарем" прям до неприличия большое.
В сюжетном ходу "убейте королеву и выиграйте войну" тоже нет ничего оригинального. Лично у меня это вызывало воспоминания о шикарнейшем "13-ом воине". Но можно припомнить, к примеру, "Звездный десант" или "Власть огня". Там Бэйл и МакКонахи, правда, не самку убивали, а самца (единственного дракона мужского пола), но суть от этого не меняется. Впрочем, отсутствие особой оригинальности в сюжете проблемой для "Стены..." не является. Потому как брать своего зрителя пытались вовсе не этим. Содержание - ничто! Картинка - все!
И картинка действительно хороша! Стена сделана очень неплохо. Солидная массовка, отличный реквизит, оружие, доспехи - все выполнено на уровне "Героя". Нет, "Герой", конечно, куда лучше как кино в целом, но цветовая дифференциация формы где-то такая же. Монстры - классические НЕХ с огромными пастями и глазами в районе подмышек, тоже очень даже хороши, тем более, как и в каждом "муравьином" сообществе у них была своя кастовая система. Возможно, было бы чуть лучше, если бы они больше напоминали насекомых, а не млекопитающих, все-таки подобная организация (когда королева даже думает за "рабочих" и "воинов") для животных не очень характерна. Но Таоте не с потолка взялись - это старая китайская легенда, так что фантазия сценаристов была несколько ограничена.
Теперь что касается бойовки. Тоже все на очень хорошем уровне. Луки, режущие щиты, тяжелые настенные арбалеты, требушеты - и все это стреляет, горит, режет, а уж когда порох в дело пошел, то вообще все стало живописно, как на картинах Верещагина. Кровищи будет не слишком много, боевой расчленки и того меньше (видимо создатели пытались влезть в рейтинг PG-13 и им это, нужно сказать, удалось), но постановка боев все равно хороша. Подразделение девушек-журавлей, прыгающих с копьями в толпу монстров, солдаты в черном, воюющие в "вертикальном режиме", фиолетовые гвардейцы, за считанные секунды выстраивающие "черепаху" - все это достойно того, чтоб на это посмотреть! Ей-же-ей, достойно! Ну и плюс стенные "ножницы". Оооо! Это было шикарно! Другое дело, что как и в большом количестве других экшн-фильмов, все самое вкусное "вывалят" в самом начале. Первая битва с монстрами была куда круче, чем робкие и скучные баталии в столице. А когда вершина эпика так сильно смещена к началу, то смотреть все остальное становится даже где-то скучновато.
Конечно, с точки зрения логики фильм далеко не совершенен. К примеру, не совсем понятно, почему монстры нападали именно там, где нападали, ведь с учетом размера стены, они просто могли бы выбрать другое место, а китайские солдаты вспотели бы за ними бегать. Плюс не совсем понятно, чего гарнизон Великой стены так медлил с применением пороха - и ядер и стрел, там ведь в один момент они даже королеву заприметили, вот бы и ударили всем, что имели! Узнав о чудодейственном воздействии на таоте магнитов - почему бы не увешать ими все, что только возможно, ведь магнит - не такая и редкость. Но, важно понимать, что "Великая стенка" это не докфильм и даже не просто боевик, а китайская сказка. Так что какая уж тут к черту логика. О чем вы? Она только смотреть мешает.
Актеры. В таком фильме они вообще не шибко нужны, но кто-то ж должен для постеров позировать? Со стороны экшна вопросов к исполнителям нет, все молодцы, но чего-то драматического ждать, естественно, не приходится - этого никто и не обещал. Другое дело, что делать Уиллема Дефо (с его-то демонической внешностью) предателем - это банально! Еще б, честное слово, Эндрю "Мориарти" Скотта на эту должность позвали (как в свое время поступили создатели "Бондианы"). Мэтт Деймон весь фильм с каменным лицом, не шибко на него интересно смотреть. А Педро Паскаль - это принц из "Игры престолов", тот, которому Гора голову раздавил. Видеть "старого знакомого" приятно, но опять же повторюсь, это не фильм актерских работ, это фэнтезийный экшн, где подобное просто излишне.
А теперь что касается обещанных тенденций. По крайне мере в мире кино, хотя на самом деле не только там, отношение к Китаю разительно поменялось. Сначала или их просто не замечали, или были они очередными плохишами, на одном уровне с арабскими террористами, восточными немцами и рассиянцами. Потом, по мере улучшения отношений и роста интереса к китайскому кинорынку, улучшались и китайские персонажи. Врагами они были уже редко, куда чаще союзниками. В том же "Бондиане" в одном из фильмов Бонд объединяется (и если я правильно помню во всех смыслах этого слова) с китайской агентессой. Здесь же, в фильме "Великие врата" имеет место явное восхищение. Деймон и Паскаль по мере сил своих превозносят и саму Стену, и обороняющих ее солдат. На фоне китайцев европейцы действительно были варварами. И не только по снаряжению, а и по отношению к государству - Деймон вызвал настоящее отвращение у китайской генеральши, когда признал, что сражался под очень многими флагами Может, конечно, все дело в том, что фильм куда больше китайский, чем американский, но тенденция все равно имеет место быть. В общем, если так дальше дела пойдут, то предсказания "Светлячка" окажутся вполне себе реальными.
Выводы. "Великие врата" - это красивый фильм, особенно по началу. Картинка хороша притом во всем: от баталий до простых воздушных фонарей. Сюжет, конечно, так себе и финал сильно проигрывает старту,но посмотреть кино скорее все-таки стоит. Ну и плюс Деймон вроде после "Врат..." собирался паузу в карьере делать. Это не наверняка, но слухи такие вроде ходили. Так что есть смысл попрощаться.
http://germes21.livejournal.com/295252.html