•  
  • Новости
  • ДЕВОЧКА ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, ПОКОРИВШАЯ ВЕСЬ МИР

ДЕВОЧКА ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, ПОКОРИВШАЯ ВЕСЬ МИР

Оригинал взят у slavikap в ДЕВОЧКА ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, ПОКОРИВШАЯ ВЕСЬ МИР

Оригинал взят у aloban75 в ДЕВОЧКА ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, ПОКОРИВШАЯ ВЕСЬ МИР

Сергей Бондарчук долго сомневался: стоило ли брать балерину Савельеву на роль Наташи Ростовой. А в итоге его героиня покорила весь мир.

Война, голод, блокадный Ленинград. Пережить войну, остаться в живых, чтобы однажды покорить весь мир.

Людмила Савельева — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», признана лучшей актрисой 1966 года.

Большинство зрителей помнит ее совсем юной — широкую известность актрисе принесла роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Первая большая роль и всемирная слава. Об этом мечтают все начинающие актрисы.

Людмила Савельева родилась 24 января 1942 г. в пик голода в блокадном Ленинграде. В 1962 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).

Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось и первое появление ее на экране. В 1964 году была сделана экранизация балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие. Однако здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай…

На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма «Война и мир». Людмилу, не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы. Ей предстояло сыграть, ни много ни мало, саму Наташу Ростову.

На роль Наташи Ростовой пробовалось много актрис, среди которых были: Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева…. Первоначально Савельева Бондарчуку не понравилась, как он признавался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа».

Предложенную сцену Людмила Савельева зачитала как-то невразумительно. Но видимо все же что-то Сергея Бондарчука зацепило, поскольку он предложил девушке прийти на следующий день.

Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы и волю в кулак, она явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться, как она волшебным образом преобразилась.

Людмила Михайловна вспоминает: «А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие… И вообще какой-то гадкий утёнок… Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось».

Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой изменилось уже после первой пробы, но потребовалось еще много просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль.

О своих впечатлениях от работы с легендарным режиссером Людмила Михайловна рассказывает: «Сергей Фёдорович создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно сама всё делаю. Пробовалась я очень долго, с разными актёрами.

Последняя проба оказалась самой сложной — нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем, когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла, как это сделать. В горле пересохло…

Я пробовалась тогда с замечательным актёром Иннокентием Смоктуновским, он мне подыгрывал. Когда я произнесла фразу «Год, неужели целый год?», то вдруг увидела — по лицу Смоктуновского катятся слёзы. И тоже заплакала. Тогда я впервые поняла, что такое актёрское братство.

Смоктуновского в то время уже утвердили на Гамлета, и он не мог играть Андрея Болконского, на которого пробовался, но интересовался, как у нас идут дела, и здорово помог мне».


Артисты Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Василий Лановой в роли Анатоля Курагина на съемках.

Съемки фильма «Война и мир» продолжались 5 лет. Интерес к нему был огромен – еще не закончились съемки, но фильм уже купили для кинопроката Америка и Япония. Бондарчук оправдал ожидания, создав поистине эпохальное произведение.

 В картине был задействован весь цвет советского кино: Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Олег Ефремов, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Владислав Стржельчик, Олег Табаков, Ирина Скобцева. Снялся и сам режиссер, сыграв Пьера Безухова. Не затерялась в этой звездной компании и Людмила Савельева.

Надо сказать, что когда начались съемки, Людмила еще продолжала выступать на сцене. Однако долго это не могло продолжаться. Закончилось это «раздвоение» физическим истощением. Девушка стала падать в обмороки и на уроках классики, и на съёмочной площадке. Возможно, сказалось и голодное детство — Люда ведь родилась в блокадном Ленин­граде. Чтобы малышка не умерла от истощения, её приходилось кормить… столярным клеем. Шоколадку впервые в жизни Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы… Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.

Позже у нее спрашивали – не жалеет ли она об этом, ведь вполне возможно, что в балете ее ждала блестящая карьера. «Поначалу, может быть, и жалела, — признается актриса. — А когда окончательно «вросла» в Наташу, всё в моей судьбе решилось».


Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме «Война и мир».

Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила научилась с ним договариваться. Она объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё, непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не по­спорил. А на одном из просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом».

Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, а в Америке его ждал настоящий триумф – жюри американской киноакадемии было повержено, и советскому фильму был присужден «Оскар». На Московском кинофестивале юная Савельева получила сразу две награды — за лучший дебют и приз зрительских симпатий.

Здесь стоит отметить тот факт, что немногим раньше американцы экранизировали роман «Война и мир». Когда у наших еще и сценария не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Позже, этот фильм назовут «реваншем». Так вот, Наташу Ростову в той картине прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую актрису в этой роли никто не мог. Но, после того как зритель увидел Людмилу Савельеву, сомнений не осталось: русская Наташа затмила всех и вся.


IV Международный кинофестиваль. Советские актеры, перед демонстрацией фильма «Война и мир» в Кремлевском Дворце съездов: Анастасия Вертинская, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева, Борис Захава и Ирина Скобцева 1965 год

Но самое главное – это неподдельная любовь зрителей всего мира. Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение. Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках. В Европе случился настоящий бум — многие мамы называли своих новорождённых дочек Наташами. Впрочем, дочку актриса назвала тоже Наташей.

Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам, что хотел бы видеть Савельеву в своей картине «Подсолнухи». Так русская Людмила попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А затем уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в Японию.

Кстати, 1970 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой.


На съемках фильма «Подсолнухи»: София Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмила Савельева

Из воспоминаний Людмилы Савельевой

Людмила Михайловна призналась, что совершенно не жалеет о своем уходе из балета. «Жизнь танцовщицы короткая, а сниматься в кино можно довольно долго», — пояснила актриса. При этом она спокойно воспринимает тот факт, что ее имя прежде всего ассоциируется с ролью Наташи Ростовой, хотя на счету актрисы более 20-ти фильмов.

«Эта роль дала мне очень многое, за те пять лет, пока снималось это эпохальное произведение, я сжилась со своей героиней, стала очень на нее похожа, — рассказала Савельева. — Кстати, мой партнер по ленте Вячеслав Тихонов всякий раз переживал, что зрители, встречая его, сразу вспоминали Штирлица из «17 мгновений весны». «Я ведь и князя Андрея играл», — с обидой говорил он.

Людмила Михайловна напомнила, что вместе с этим фильмом объездила весь мир. «Ее показывали и в Америке, причем люди стояли в огромных очередях, чтобы увидеть советскую ленту, — продолжила она. — И это при том, что несколькими годами ранее Голливуд выпустил свою картину»…

Так сложилось, что именно Савельева получала «Оскар» за киноэпопею Бондарчука. «Сам режиссер находился тогда в Италии на съемках своего нового фильма «Ватерлоо», а я была с картиной в Аргентине, — поведала актриса. — И вдруг мне позвонили и сказали: «Срочно вылетайте в Лос-Анджелес». Я ужасно нервничала до последнего момента. Помню, одна американка, делая мне перед церемонией прическу, сказала: «Если ваша «Война и мир» не получит «Оскар», значит, нет справедливости».

«Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда, — с улыбкой рассказала Людмила Михайловна.

После столь громкого успеха Савельева очень тщательно относилась к выбору ролей. Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет — в фильме «Бег» Владимира Наумова и Александра Алова.

Возникает естественный вопрос – неужели не было предложений со стороны режиссеров?

Людмила Михайловна рассказывает: «Предложениями засыпали. Но для меня много значила литературная основа. Пока снималась у Бондарчука, спала с томиками «Войны и мира» под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то поделки, роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню, совершенно не похожую на Наташу».


Людмила Савельева — «Бег»

Режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову. Съёмки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм. Посмотрев отснятый материал, она заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы.

В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика «Чайка». Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго» за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году.

Далее были роли во французско-итальянской драме «Подсолнухи» вместе с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни, с Олегом Видовым в картине «Всадник без головы» и с мужем Александром Збруевым в ленте «Шел четвертый год войны». Среди других ее работ — «Юлия Вревская», «Успех» и «Нам не дано предугадать».

После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф, снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки», а потом в его же фильме «Часы без стрелок». Сотрудничала Савельева и с Сергеем Соловьевым — в 1989 году снималась в картине «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» , а потом в лентах «Нежный возраст» и «Анна Каренина».

В ближайшем будущем зрители вряд ли увидят актрису в новом фильме.

«Кино — это искусство для молодых, — с грустью замечает Людмила Михайловна. — Сериалы мне неинтересны, люблю сниматься у своих режиссеров, которых я знаю, но их становится все меньше. Я бы снялась в художественной кинокартине, если бы для меня написали хороший сценарий, но никто ж не пишет, так что пока никаких планов нет».

«Война и мир» в личной жизни

«Война и мир» сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром Збруевым. «Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признавалась актриса. Збруев же потерял голову, когда увидел Людмилу на «Мосфильме» в гриме Наташи Ростовой. «В Саше всегда было эдакое мальчишеское озор­ство, чем он меня и покорил, — рассказывала Людмила Савельева. — Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь».


Супруги Людмила Савельева и актер театра имени Ленинского комсомола Александр Збруев гуляют в сквере около кинотеатра «Россия». 1966 год.

Людмила признавалась: «К быту я не приспособлена с детства. Дома меня звали баронессой. Люблю, чтобы было красиво, чисто, и порядок не ленюсь наводить. Но терпеть не могу готовить. Слава Богу, мои родные в этом отношении непритязательны. Иногда просматриваю женские журналы — всё так красиво: изумительные пирожки, тортики. Но у меня они не получаются.

Мой муж, Александр Збруев, любит жареную картошку с тушёнкой. Будь моя воля, ела бы одни бутерброды. А вот без книг жить не могу. И в творческой жизни вроде бы всё пока нормально. Недавно снялась у Владимира Наумова и у Сергея Соловьёва. Но иногда бывает страшно — что дальше, неизвестно. Вдруг больше ничего не удастся сыграть?..»

В сокращении. Полностью читать здесь http://moiarussia.ru/devocika-iz-blokadnogo/

http://falyosa.livejournal.com/3742269.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
No Comments - Leave a comment

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Рубрики

Статистика

Партнеры

Welcome , today is Четверг, 30.03.2017
Яндекс.Метрика