Где-то под Ярославлем закрывается убыточный завод и вчерашний школьник Леня, привыкший плестись в фарватере старших товарищей и ничего не делать, попадает в страшную для него ситуацию, когда делать — нечего. Попытки трудоустроиться в палатке у хача, у каких-то мутных шабашников, у еще более раздолбаистых чем заводчане, «санитаров дороги», заканчиваются фиаско. К этому же ведут попытки главного героя, безотцовщины-интроверта наладить личную жизнь или обзавестись друзьями. Кажется, дьявольская топь советской провинции вот-вот засосет Леню в глубины нирваны и алкоголизма. Но финал вселяет определенные надежды: никакие экономические кризисы и техногенные катастрофы не убьют Традиционное Русское, олицетворением которого режиссер считает речные промыслы на Волге.
От фильма с таким сюжетом справедливо ждать выруливания в какую-нибудь «балабановщину» с ее озлобленностью и юродством, или же напротив — в набиравшее тогда силу «хипстерство», изучавшее глубинку с благоговейно-брезгливым ужасом. Но нет. Типажи вполне органичны, фактура ухвачена четко, а самое главное, что в кои-то веки фильм о русских снял человек, которому глаза не застила звериная ненависть к ним. По сравнению с более поздним «Открытым диапазоном», мастерства в «Свободном плавании» особого нет, вдохновения тоже, но есть зоркий взгляд и позитивная интенция, которые что тогда, что сейчас — товар штучный.
http://richteur.livejournal.com/207431.html