Нет-нет, да иногда случалось быть огорошенным каким-нибудь пафосным вопросом, когда я ещё имел дурную привычку посещать якобы интеллектуальные тусовки. Сегодня чего-то на ровном месте вспомнился один из таких вопросов: "А что Вы думаете об иранском кинематографе? Какой Ваш любимый фильм?". Ёпт. Во-первых, если уж ты снизошёл до такого интима, что спрашиваешь у собеседника про его отношение иранскому кино, то почему ты с ним всё ещё на "вы"? Во-вторых, к чему такой странный вопрос, если предыдущий разговор никак не был связан с этой темой? И в-третьих, я ведь реально не посмотрел ни одного иранского фильма, хотя несколько раз был крайне близок к этому сомнительному экспириенсу. Почему-то (на автомате) вспомнился опыт просмотра фильма-победителя Берлинского кинофестиваля (2009 года) производства Испания-Перу "La teta asustada" ("Перепуганные сиськи"; хотя, быть может, тут игра слов и смыслов — "Перепуганная синица"), название которого у нас перевели совершенно незатейливо — "Молоко скорби". Резко захотелось пересказать фабулу сюжета данного шыдевра: "Молодая героиня с молоком матери впитала страх перед окружающим миром. Мать изнасиловали во времена правления в Перу фашистского режима, который с 1980-го по 2000-й расправился с 70 000 человек. Чтобы не повторить судьбу изнасилованной матери, героиня держит в интимном месте картофелину, которая должна послужить щитом при попытке изнасилования. Картофелина живет своей жизнью и успешно прорастает, демонстрируя единство человека и природы". Но я сдержался, плавно переведя разговор на тему неолитического искусства велопедалирования.
А если серьёзно, то из фильмов, которые были сняты в экзотических местах, мне очень нравится, например, "И стал Свет":
Раньше думал, что драка между женщин за мужчину — это такая шутка в фильме, что такого не бывает в традиционных обществах. Но потом я посмотрел документальный фильм "Бремя мечты" маститого немецкого режиссёра Вернера Херцога. В этом фильме рассказывается, помимо прочего, о тяготах и лишениях во время съёмок художественного фильма "Фитцкаральдо". Нанятое для массовки индейское племя из джунглей Амазонки вынуждено было, подчиняясь логике и распорядку съёмочного процесса, жить в неестественных для себя условиях, на довольно ограниченном пятачке. Это привело к нездоровым трениям внутри их маленького социума и, в частности, к драке двух молодых женщин за одного мужчину. Так что, как водится, выходит, что в каждой шутке лишь доля шутки.
И вот, даже стихи:
Есть женщины в африканских селеньях
Со спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом тигриц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно жарким солнцем осветит!
Посмотрит — кокосом тотчас одарит!»
В игре никто её не поймает,
В беде — не сробеет,— спасёт;
Крокодила в реке оседлает,
В саванну горящу войдёт!
https://annum-per-annum.livejournal.com/1142177.html