512. ИНГМАР БЕРГМАН, «ДЕВИЧИЙ ИСТОЧНИК», 1960
13.07.2016, среда, 05:49
Кто о чем, а Ингмар Бергман о взаимоотношениях человека с Богом. Поистине этот режиссер выбрал для своих штудий самую сложную тему из всех существующих. Фокус в том, что и сам Бергман не знал ответов на вопросы, не дававшие покоя его героям. Персонажи его фильмов постоянно задумываются о том, какой смысл заложен в то или иное событие да и вообще в саму жизнь. Есть ли здесь присутствие Бога? Или Бога не существует? Но тогда почему все происходит именно так, а не иначе? В этих вопросах и в животном желании получить ответ видится стремление подчинить жизнь порядку. Ведь, зная о том, что твое существование течет сообразно установленным свыше законам, жить становится не так страшно. Ты уже не боишься сумасшествия или из ряда вон выходящих событий. А животный страх перед жизнью это еще одна из тем, мучившая Бергмана с пеленок.
И вот он рассказывает нам историю, основанную на древней легенде. Живет на хуторе большая семья плюс челядь. В те времена, о которых идет речь, в Швецию уже пришло христианство. И все равно не все веруют в Христа. Вот дочь хозяина от первого брака — она молится Одину, который для режиссера олицетворяет темные силы. Девушка несет на себе печать изгоя. Она беременна, а нравы здесь таковы, что рожденный без отца ребенок не может ни на что претендовать. И вот вместо того, чтобы радоваться, что вскоре она подарит Богу новую жизнь, девушка злится на весь белый свет и пуще всех на свою сводную сестру — красивую, непорочную и обожаемую отцом.
Однако красавице-дочери предстоит скорая потеря чести и смерть. Ее насилуют и убивают двое пастухов-отщепенцев, а третий по своему малолетству в преступлении не участвует, однако ж тоже не похож на невинную овечку. Убийство дочери можно рассматривать как расплату за чистоту и невинность. Эта самая дочь баловень судьбы. Ее горячо обожают родители и поначалу кажется, будто она рождена для долгой и счастливой жизни; но все оборачивается кровью. И вот событие произошло. Теперь оставшимся в живых нужно разобраться между собой, но пуще того понять, что послужило толчком к этому событию. Убитый горем отец не допускает, что в содеянном виноваты именно пастухи. Их кто-то направил. Неужели Бог? Но зачем? За какие грехи он так жестоко наказал родителей? И почему те, кто еще недавно желали дочери зла, теперь внезапно раскаялись и пребывают в ужасе перед все тем же Богом? Почему все устроено именно так?
Ответа, разумеется, мы не получим. Но размышлять здесь можно о многом. Героев в фильме хватает, и каждый из них по-своему реагирует на творящееся. Можно сказать и так, что у каждого из них своя правда. Они все разные. Даже тот мальчишка, третий пастух, полноценная и страдающая личность. И вот, зная о том, что все персонажи переживают страшное событие на свой лад, мы неминуемо упираемся в тупик. Потому что когда мнений много, их нельзя смешать воедино и узнать истину. Бергман ее тоже не знал. И все же он осмелился спросить: Почему?
http://kinogrushko.com/ingmar-bergman-devichiy-istochnik-1960.html#more-2902
http://fembot2.livejournal.com/289887.html