Большой фрагмент «культурфильма» Александра Литвинова «По дебрям Уссурийского края».
00:00 – 01:00 Владивосток: транспорт и люди на улицах, китайцы-рогульщики; Окружной исполком Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, представительство АО «Совкино».
01:01 – 01:56 «Редактор картины» В.К. Арсеньев консультирует съёмочную группу:
– Вы просите моих инструкций, моего благословения на эту поездку, а я в десятый раз напоминаю – экспрессы в тайгу не идут. … Вам понадобится пробивать себе дорогу топором, одновременно таская на себе лодку, аппараты и весь багаж. К тому же не забудьте о зверях; да и с людьми надо быть настороже в этих краях безвластья...
Маленький оператор, выслушав эти слова Арсеньева, влип в разложенную вдоль стола карту Уссурийского края, в сотый раз рассматривая расстояние между туземными селениями, факториями и стойбищами, изучая тонкие извилины быстротечных таежных рек.
– В успехе вашего кинопохода – прямо скажу, сомневаюсь, но если энергии много, езжайте. Во всяком случае, пожелаю вам самого главного – вернуться целыми.
Старый таежный волк Арсеньев, тридцать лет шарящий по закоулкам необъятного Дальнего Востока, замолк. По его мнению, он дал законченный профилактический совет и дальнейшие действия предоставил смелости людей из киноэкспедиции.
01:57 – 03:55 Хабаровск: экспедиция с багажом на пристани; виды улицы Карла-Маркса и отдельных зданий, памятник Ленину на площади Свободы; городской сквер.
Снято с пожарной каланчи бывшего полицейского управления Хабаровска
В городском сквере: китаец-мороженщик, «сапоги и семечки»
Эти кадры Хабаровска неоднократно использовался кинодокументалистами. В том же 1928 году часть материала включили в свою транссибирскую агитку «К берегам Тихого Океана» операторы «Совкино» М. Коростин и М. Налётный. В 1969 году их маршрут повторили авторы двухсерийной ленты «Города и годы», процитировавшие кинохронику своих предшественников.
***
… Хабаровская пристань тогда еще тосковала по людскому шуму и пароходным гудкам, сиротливый дебаркадер ожидал прикосновения жестких пароходных бортов, но в глубине покойных кабинетов амурского пароходства не торопились с открытием навигации, отодвигая начало ее до более урочных дней.
Взошедшее солнце застало на берегу кучу ящиков и футляров, горстку людей, окружившую треножник с навинченным на него серебристым тяжелым аппаратом, под которым отдыхали его сородичи – другие аппараты, поменьше. Проводник экспедиции, таежный человек Сунцай, родом удэхеец, с нетерпением ожидал отъезда. ... Наконец показался вдали «Налим» – катерок, которого с нетерпением поджидали собравшиеся на берегу. В это же время к ним подошел человек в туземном одеянии с узлом под мышкой. Сунцай тотчас же признал в нем удэхейца, обменялся парой гортанных фраз и немедля перевел:
– Это наш человек – удэхе. Его надо поехать бабушка себе купи. Его просит взять вместе ехать…
«Купить бабушку» – значит обзавестись женой. Удэхейцу надо было пробраться к гольдским стойбищам, чтобы там на наличные деньги купить себе подругу жизни, которых в его племени так мало, что жены переходят в наследие от старшего брата к младшим, отчего у молодого удэ нередко бывает вдвое старшая жена.
03:55 – 06:00 Гольды села Троицкое.
Фактория «Дальгосторга»: скупка пушнины у туземцев
06:00– 07:17 Стойбище Найхин: годовое отчётное собрание туземного кооператива.
***
Снятый в том же 1928 году фильм Литвинова «Лесные Люди» с предисловием кинокритика и комментариями А. Дерябина в передаче «Документальный экран» (2004).
О том, как снимались фильмы «По дебрям Уссурийского края» и «Лесные люди»: Макс Поляновский. «На далекой окраине (ДВК)», 1930.
http://naslednik-dv.livejournal.com/39114.html