Это невероятно (для меня же трёхмесячной давности), но я только что из кинотеатра. Должен признаться в том, что со мной произошла удивительная метаморфоза за минувшие три месяца. Если в марте (когда я впервые увидел трейлер фильма Кирилла Серебренникова и посмотрел интервью с Андреем Тропилло, в котором он очень нелестно отозвался как о самом фильме, так и о режиссёре) я был настроен очень негативно, то на прошлой неделе, прочитав первые отзывы от френдов, посмотревших фильм, моё отношение поменялось буквально на 180 градусов, поэтому сегодня я решил махнуть в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм ЛЕТО и составить о нём собственное мнение. Стоит сказать, что фильм идёт далеко не во всех кинотеатрах (я даже догадываюсь почему) и надо было ещё найти тот, в расписании которого он имеется...
Но вот кинотеатр найден, билеты куплены, и мы заходим в абсолютно пустой зал. Было очень необычно и непривычно сидеть вдвоём в зале без зрителей. Честно скажу, за всю свою жизнь такое случилось со мной сегодня впервые. Обычно в дневные сеансы в зале присутствуют хотя бы 5-6 человек. Здесь же полная пустота. Именно эта пустота навеяла мне приятную мысль, что фильм будут крутить лишь для нас двоих. Однако даже при таком раскладе нам всё равно пришлось смотреть рекламу будущих фильмов, которая закончилась правилами пользования дверями "анти-паника" и прочими аварийно-спасательными инструкциями на случай пожара (думаю, с начала апреля это новшество теперь есть в любом уважающем себя кинотеатре). Наконец, на экране появилось предупреждение о том, что в фильме демонстрируются папиросы "Беломорканал" и прочая табачно-вино-водочная продукция, и кино началось...
Атмосфера восьмидесятых отлично схвачена на первом же кадре (двора). Вообще первая половина фильма пролетела на одном дыхании. Особенно порадовали арт-хаусные вставочки, точнее фирменные фишки фильма, когда герои исполняют какой-нибудь зарубежный хит - один из тех, на которых выросла практически вся тусовка питерских рок-музыкантов. Не скажу, что я был в восторге от всех без исключения вещей, но от луридовского Perfect Day я просто-таки улетел. Это было сделано чрезвычайно вкусно и при этом эта мини-история совершенно органично вписалась в общий контекст. Я всё ждал, когда же пустят супер-хит от Blondie "Call Me", но так и не дождался. И это в общем-то хорошо. Говорить про ружьё, показывать и ходить вокруг него, но так и не выстрелить даже в финале, тоже нужно уметь. Вообще, поскольку фильм во многом - это размышления и видения в стиле "а ведь и такое могло бы быть", то предсказуемостью здесь не пахнет.
Я думаю, этот фильм в первую очередь порадует рок-меломанов, поскольку музыка (не только Виктора Цоя и Майка Науменко) занимает по моим ощущениям никак не меньше 60% времени. Но где-то в середине второй половины фильма идёт резкая просадка по динамике, т.е. чувствуется, что фильм затянулся и режиссёр не знает чем бы ещё удивить зрителя. Уверен, фильм можно было бы подрезать минут на десять, вообще ничего не потеряв. Даже было ощущение, что это уже конец, поскольку фильм пошёл в цвете, а потом бац и снова чёрно-белое продолжение. Будто фильм склеили из двух частей, а склейка заняла нескольку минут, хотя должна быть незаметна для зрителя. Но это так, мелочи, точнее просто мои мелкие придирки.
А вот если говорить про реальные минусы картины, то первое, что мне очень не понравилось - это то, что весь мат был запикан. Вообще не понял этого. Если в кинотеатрах всё равно подразумевалось пикание (которое, увы, забивает слоги от соседних слов и поэтому фразу приходится домысливать секундой позже), не лучше ли было вообще героям не материться? В общем, запикивать мат это не дело. Смотрится как эдакая цензура "привет из СССР". Впрочём, это скорее не камень в огород режиссёра, а очерёдной довод в пользу того, что в наши дни ходить на фильм в кинотеатр не имеет никакого смысла.
Не знаю, как кому, но второе, что мне не понравилось это скептик, причём сначала он меня прикалывал, но потом его стало слишком много, точнее он был немного не в кассу, когда фильм уже вошёл в нормальный ритм, т.е. стал жить своей настоящей (пусть и не без элементов фантазии) жизнью. После первой трети фильма это смотрелось уже не как удачная находка, вплетённая в историю, а как фишка ради фишки. В общем, под конец этот персонаж стал меня немного напрягать. Если авторы боялись, что без скептика зритель начнёт фыркать и говорить, что ничего такого не было, то очень зря. Уже после эпизода в электричке с Talking Head "Psycho Killer", думаю, любому стало понятно, что в фильме возможно всё. Этим удачным ходом режиссёр заслужил от зрителя полный карт-бланш на любые действия героев и любые отступления от реальности...
Шедевром фильм, увы, назвать не могу, как бы мне этого ни хотелось, но в нескольких местах я по-хорошему кайфанул (чего в кинотеатре со мной очень давно не случалось), а в паре мест даже поржал, так что кино совершенно точно дарит хорошее настроение, а это не так уж мало. Ах да, забыл сказать про БГ. На мой взгляд, из всех троих, Никита Ефремов похож на реального БГ образца 1981-го года гораздо больше, чем двое других актёров похожи на своих прототипов (не в обиду Роме Зверю и Тео Ю, конечно).
Моя оценка: 8 баллов из 10.
P.S. Для тех, кто ещё в раздумье смотреть / не смотреть, имейте ввиду, Тропилло - болтун и старый маразматик, а может просто выдумщик 80-го уровня. Никакой "голубой" темы и даже намёков на неё в фильме нет и близко.
https://discoman.livejournal.com/223681.html