У меня очень ограниченный опыт просмотра советского кино, но даже в том небольшом наборе фильмов, которые я посмотрела, бросаются в глаза схожие мотивы. Вот, сижу и глупо размышляю, почему во многих лучших советских фильмах так часто встречаются двойники или двойничество, на которых, собственно, и строится сюжет:
"Иван Васильевич меняет профессию". Там двойничество присутствует не только в том, что Ив. Вас. раздваивается. Жена Шурика тоже проявляет черты двойничества. И вор этот, которого Куравлев играет. Да и Шурик, видимо, тоже.
"Джентльмены удачи"
"Королевство кривых зеркал" (я знаю, что по книге, в детстве она у меня была, но кто ее помнит? а фильм все видели, даже я)
"Электроник"
"Ирония судьбы"
"Тот самый Мюнхгаузен"
"Просто ужас!"
"Ширли-мырли" (этот фильм я не смотрела, но, судя по описанию, он тоже сюда может быть причислен)
"Ты -- мне, я -- тебе"
"Гусарская баллада"
Одним из вариантов двойничества является феномен Джекилла/Хайда. Пожалуйста, тоже навалом:
Штирлиц -- у него даже три ипостаси, если не больше. Он и сов. разведчик, и фашистский полковник, и еще рядовой бюргер Больцман
Ну, и, по аналогии, все прочие засланцы, от "Адъютанта его превосходительства" через "Мертвый сезон" до Шарапова
"Берегись автомобиля"
"Бриллиантовая рука" -- там не только герой Миронова двуличен, но и героя Никулина общественность в лице Мордюковой воспринимает неправильно
"Приключения итальянцев в России"
"Чародеи"
Уж не говоря о "Золотом теленке", или "Собачьем сердце" (тут, пожалуй, не Джекилл/Хайд, а Хайд1/Хайд2), или "Убить дракона", или "Принце Флоризеле", или "Капитане Немо", которые из литературы в кино пришли, но вполне вписываются в эту схему.
Еще один вариант двойничества -- это модификация истории о Золушке:
"Служебный роман"
"Самая обаятельная и привлекательная"
"Влюблен по собственному желанию" (тут и двоемыслие ярко показано, и даже элементы Джекилла/Хайда присутствуют, и Золушкой являются оба героя)
"Москва слезам не верит"
"Карнавал"
"Девчата" -- интересная модификация: там Золушка -- это герой Рыбникова, который морально взрослеет, а еще признанная красавица решает сделать менее яркой свою красоту
Кстати, "Дайте жалобную книгу" или "Королева бензоколонки" -- тоже истории о Золушке, где Золушкой является место работы героев.
Чистое и незамутненное двоемыслие как таковое тоже, конечно, представлено в сов. фильмах -- выше крыши, даже перечислять не нужно, от "Гаража" до "Премии".
Любопытен еще феномен размножения предметов поисков, идущее от "Шести Наполеонов" Конан-Дойла. Я думаю, это тоже частный случай двойничества.
"12 стульев"
"Спортлото-82"
"Приключения итальянцев в России"
"Девушка без адреса"
И это лишь те названия, которые мне пришли в голову без особых раздумий. Полагаю, все списки можно расширять и расширять. Феномен, безусловно, заслуживает изучения.
https://drug-detei.livejournal.com/878742.html