Новый год и новая Тематическая кинорулетка №16.
посвященная на этот раз Скандинавскому нуару
Скандинавский нуар (или Nordic noir) - разновидность жанров детектива и криминальной драмы (иногда с элементами мистического триллера), место действия в которых происходит в скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Дания, Исландия), а это север Европы и климат там относительно суровый. Изначально термин "скандинавский нуар" относился к скандинавской литературе, и когда по мрачным детективам начали снимать фильмы, направление охватило и кинематограф. Первые нордические фильмы-нуары появились в 80-е годы, а расцвел жанр в конце нулевых - начале 2010-х и до сих пор процветает. Подробнее о жанре можно узнать у altereos, организатора и вдохновителя всех наших кинорулеток Тематическая кинорулетка №16. Скандинавский нуар
Плач в лесу /Тот, кто боится волков /Den som frykter ulven
— норвежский детективный триллер, снятый в 2004 году.
"Кто боится волков, тот не ходит в лес" - норвежская поговорка
Режиссер: Эрих Хёртнагль (Erich Hörtnagl)
В ролях: Ларс Бом, Кристоффер Йонер, Лайла Гуди, Стиг Хенрик Хофф, Аксель Хенни, Кьерсти Эльвик, Финн Шо.
Описание: "Лучший датский полицейский Норвегии", детектив Карстен Сков дорабатывает последний рабочий день перед возвращением в Данию. Однако Карстен никак не может уехать, не раскрыв два новых дела - об ограблении банка и убийстве старушки. фигуранты - грабитель банка, взявший заложника, мальчик-лучник, нашедший убитую старушку и сбежавший из психиатрической клиники пациент, которого видели в лесу на месте убийства.
Фильм снят по книге "королевы норвежского детективного романа" Карин Фоссум.
Если с первых строк краткого описания вам начинает казаться, что вы это уже видели, это вовсе не значит, что у вас паранойя, Ириска тоже вспомнила знаменитое "Убийство" (Forbrydelsen) и до самого конца не могла не замечать странных совпадений и зеркальных отражений ситуаций:
Сара Лунд уезжает к жениху в Швецию, Карстен уезжает в Данию от жены, но уехать ни кому из них так и не удается.
Оба заводят отношения, с той лишь разницей, что от отношений Сары и Tроэлса Хартманна просто искры летят (сценаристы "Убийства" хотели свести ее с мэром Копенгагена, но умничка Софи Гробёль заявила, что ничего подобного не потерпит, потому что Сара - Клинт Иствуд в юбке, а у Иствуда не было подружек ), а роман Карстена с психологом сбежавшего психа начинается с того, что на резонное замечание детектива, что поиск убийцы его работа, нежная дама психолог хрясь его по морде! (как тут не вспомнить недавно посмотренную "Служанку-60" Ким Ки Ёна, когда домогающаяся героя дама бросается к нему с криком "я люблю тебя!", а тот бьет ее по лицу, от чего дама отлетает к стенке, поднявшись, снова бросается на героя с криком "я люблю тебя!", а тот снова бьет ее уже по другой стороне лица!) но то горячие корейские учителя музыки, суровый датский полицейский Карстен сразу влюбляется в прелестницу.
А потом оба наших детектива непонятно почему на ночь глядя лезут в закрытые дома, Сара - на склад школьных учебников, Карстен - в дом убитой старушки... но Карстен - не Клинт Иствуд, наш датский парень не промах и, придя в себя после того, как получил по голове от неизвестного, звонит психологу (той самой, что хрясь его по морде! - у него похоже уже рефлекс!), но нет, друзья мои, это вам не корейское эротическое кино, а суровый скандинавский нуар, нам покажут страстный поцелуй... а потом детектив просыпается один в постели, с запиской и уликой, которую он и искал.
Ну вы поняли, вместо того, чтобы с интересом следить за сюжетом, Ириска считала совпадения (и что кто у кого украл). хотя "Тот, кто боится волков" снят в 2004 году по роману Карин Фоссум, а "Убийство" позже - в 2007-м, не знаю, есть ли у него литературная основа, мне тогда казалось, что сценарий писался на коленке, за 20 серий всяко можно было связать все линии (не иначе как все нитки ушли на свитер Сары Лунд).
Но вернемся к нашей рулетке и "Тому, кто боится волков". Сюжет не ах, кто убийца Ириска поняла раньше Карстена (кто - не скажу!, разве что разоблачат убийцу на последних минутах и по чистой случайности), но Ириска любит детективные фильмы - приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. интереснее было наблюдать за персонажами, которые те еще психи. Брутальный "лучший датский полицейский Норвегии", с поистине маниакальным упорством влезающий в уже чужое расследование, нежная Офелия - психоаналитик, которая "лучшего датского полицейского" с первых же слов хрясь по морде!, грабитель банка (комический персонаж, чтобы строгость снять и сердитость) с заложником, их похождения - перевертыш Стокгольмского (ха!) синдрома, странный толстый мальчик лучник (тсс!) и Эркке - тот самый сбежавший псих, вокруг которого все и заверте... в детстве ставший невольным виновником гибели матери и на этой почве (а не на датской!) тронувшийся умом.
Основных признаков скандинавского нуара (мрачной, депрессивной атмосферы и холодных пейзажей) не заметила - дело происходит летом, в лесу настолько тепло, что герои там не только ночуют, но и пытаются купаться (когда за окном холодная и снежная питерская зима этот нуар смотрится довольно бодро), сцен насилия совсем нет, даже старушку, убитую ледорубом, ой, нет, киркомотыгой, показывают очень мельком, критики негативных явлений скандинавского общества тоже нет, а некоторая туповатость полицейских является скорее общим признаком жанра.
Так что "сурово и очень мрачно" не про это кино, которое просто достаточно интересный детектив с хорошими актерскими работами и очень плохой озвучкой-одноголоской. Советовать его не буду, на скандинавских детективах я много собак съела и люблю немного другое.
несколько кадров под катом
https://www.cinemagia.ro/filme/den-som-frykter-ulven-358384/imagini-hires/1195722/
http://www.norge.ru/den_som_frykter_ulven/
Если кого заинтересуют не суровые скандинавские парни, а энергичные (которые в каждой бочке затычка) скандинавские валькирии, лезущие во все расследования, путающиеся под ногами у суровых скандинавских полицейских и в конце концов находящие преступников (иногда, правда, эти суровые скандинавские парни в самый последний момент спасают наших героинь от разоблачаемых убийц),
то всячески рекомендую сериалы в любимом моем формате процедуралов, когда убийство и его расследование умещается в одну, максимум в две серии, связанные лишь несколькими основными персонажами и иногда общим местом действия, и которые можно смотреть в любой последовательности:
Анника (Annika Bengtzon)
Мария Верн (Maria Wern Frammande Fagel)
Убийства на Сандхамне (Morden i Sandhamn)
Убийства во Фьелльбакке (Fjallbackamorden) я смотрела с невнятной одноголоской, а недавно на Кинозале появилась профозвучка, которую я себе захомячила на всякий случай.
Преступления страсти (Maria Lang /Crimes of Passion SE) - самый мой любимый, совсем не нуарный ретро-детектив в стиле Агаты Кристи. он уже давно живет у меня на винчестере в HD.
И в заключение, очень интересная статья
Мокрое дело и сухой закон
Скандинавские сериалы от А до Я
https://iriska-spb.livejournal.com/98268.html