В 1983-м эпоха, начатая Джорджом Лукасом в 1977-м, завершала полный круг. На протяжении семи лет Стивен Спилберг, как режиссёр, и Джордж Лукас, как режиссёр и продюсер, фактически оставались монополистами в плане кассы, вырывая рекорды друг у друга. Спустя шесть лет к финалу подходила история, в 1977-м переломившая многие законы бокс офиса, вновь разбрасывая претендентов на зрительский доллар по всей площади календарного года. Символично, что в год звёздного Гран Финале другим кинофраншизам, начавшим свой путь в 1970-е, приходилось туго. Впереди действительно была эпоха новых имён, уже поднимавшихся на крыло. Эдди Мёрфи только двигается к своему главному хиту, путь будущего Итана Ханта только готов начаться, а с прицелом на премьеру в 1985-м Уорнеры начинают работу над 20-миллионным фильмом The Batman, предлагая режиссёрское кресло Айвену Райтмену, чьим главным выбором на заглавную роль становится Билл Мюррей. Их обоих, впрочем, ждёт собственный хит. Ну а пока, словно в знак окончания эпохи, в роли агента 007 возвращается человек, когда-то заявлявший, что этого больше не случится "никогда". Всё это, правда, лишь фон для другого Возвращения. В Далёкую Галактику.
1983-й с самого начала отметился достижениями. Правда, фильмов прошлого: Инопланетянин и Тутси соревновались друг с другом в покорении всё новых вершин. В такой атмосфере оказывается сложно заявить о себе новому кино: предыдущий год подарил Голливуду сразу 5 100-миллионником, прокат как будто выдохся. Не в последнюю очередь виноваты и сами киностудии: видимо решив, что настали времена, когда будет окупаться любой сиквел любого хита создатели начали выпускать фильмы с совершенно новым актёрским составом, добавляя к известному названию заветную цифру. Вслед за провалом второго "Бриолина" в июне 1982-го, примечательном только дебютом Мишель Пфайффер, ко дну пошла и "Афера 2", в феврале 1983-го собравшая лишь 6 млн., несравненно со 150 миллионами оригинала. На этом фоне хитом сами по себе выглядели "Искатели потерянного ковчега", выпущенные в кинопрокат в третий раз в марте, добрав 11,4 млн. до 386,5 млн. общих сборов (из которых 245,1 приходились на прокат домашний). Стойкий интерес публики на протяжении трёх перевыпусков - хороший повод начать работу над вторым фильмом об Индиане Джонсе.
1983-й вообще отметился рекордным количеством перевыпусков, они не обошли третьего Рокки, Порки и даже третью Пятницу (в новомодном для хорроров того времени 3D). Этим же продолжала баловаться и студия Дисней, вновь без новой анимационной продукции, дававшая новую жизнь своим былым хитам, что словно подчёркивало стагнацию в кинокассе 1983-го. Прокат, словно бы застывший перед третьим пришествием Звёздных войн, сумела оживить только "Танец-выспышка", действительно оказавшийся живительной искрой, ни один фильм до того не мог преодолеть и 30 млн. Впрочем, и она стала успехом в первую очередь долгоиграющим, собирая скромно по 4 млн. за уик-энд. Танцевальное кино не пришлось по нраву критикам, но только не простому зрителю, обеспечившему долгую жизнь на экранах и 92 млн. в домашнем прокате, а так же под сотню миллионов за рубежом, где среди всех фильмов танцевального жанра лента уступила только "Лихорадке субботнего вечера". Рейтинг R для подобного кино явно не был препятствием. Успех "Порки", "Офицера и джентльмена", комедий с Рейнолдсом вообще привёл к ожидаемому результату: 1983-й является рекордсменом в истории по количеству фильмов с рейтингом "лицам до 17". Что-то, что видимо считалось критерием успеха у взрослой аудитории, что конечно никак не соответствовало действительности: успех от рейтинга всё таки явно не зависел. Вампирская драма "Голод" с участием Катрин Денёв и Дэвида Боуи, ставшая дебютом Тони Скотта, зрительского признания не добилась, собрав лишь 5 миллионов в домашнем прокате, показав очередную невыразительную кассу 1983-го.
А затем наступило 25-е мая.
На финал трилогии "Звёздных войн" Лукасфилм не скупился: 32,5 млн. - фильм был дороже двух первых вместе взятых (при этом всё равно уступая по бюджету тому же первому Стар Треку). Полностью контролируя прокат собственной франшизы, Лукас отказался от практики дебюта в прокате ограниченном: "Возвращение Джедая" Ричарда Маркуанда впервые в истории Саги выходило на более чем тысяче экранов, оккупировав уик-энд Дня памяти, стартуя, не 27-го, в пятницу, а в среду: завершить трилогию в тот же день, в который она началась, было крайне символично. И там, где, "Надежда" и "Империя" не обладали нужным моментом на своей стороне, расширяя прокат только через 8 и 4 недели соответственно, "Возвращение" со всеми козырями на руках, было готово побить единственный рекорд, что до того не побила Сага: рекорд стартового уик-энда, в тот момент принадлежавший Стар Треку. Грандиозное начало сулила уже среда: 6 млн. в рабочий день - сумма, которую не каждый фильм способен собрать за трёх-дневку. Полноценно дорвавшись до выходных "Джедай" фактически раздавил все предыдущие достижения: за одну только субботу собрав 8 млн. (абсолютный рекорд сборов одного дня), по итогам воскресенья добравшись до 33 млн, из которых фантастические на тот момент 23 миллиона пришлись на сам уик-энд, перекрывший рекорд "Гнева Хана" на 60 процентов - наибольший в относительном отношении прорыв в истории стартовых уик-эндов. Стоит ли говорить, что рекорд сиквела "Пути" был обставлен и во второй уик-энд: 17,2 млн. - сумма, о которой остальные фильмы не смели и мечтать и в первый.
Фильму, стартовавшему в то время, оставалось рассчитывать лишь на приём зрителей и дальнейшую стойкость: чем и воспользовались "Военные игры", блестяще принятое (в отличие от того же ТРОНа) кибернетическое приключение, с 79,6 финальными миллионами. ставшее в итоге единственным фантастическим фильмом года, добившимся хоть какого-то достойного результата на плацдарме, покорённом разбушевавшимся "Войнами". Остальным фильмам приходилось играть на контр-программировании и брэндовости. "Поменяться местами" - биржевая R-комедия с участием Эдди Мёрфи и уже зарекомендовавшего себя Дэна Экройда при старте лишь в 7,3 миллиона, предстала достаточнымм антиподом "Возвращению", близким реалиям зрителя 1983-го, чтобы с 90,4 млн. стать вторым по успеху фильмом лета в домашнем прокате, попутно продолжив укреплять позицию Эдди Мёрфи в глаза зрителя. Но всё же примечательно, что второму по кассе фильму летнего сезона так и не покорился 100-миллионный рубеж. Рубеж, который "Возвращение" покорило уже на 23-й день проката, на добрых 8 день опередив график "Инопланетянина". Удивительно при этом, что рвавшийся обойти по сборам в домашнем прокате, как минимум сиквел, шестой эпизод оказался в этот раз уже не настолько успешен за рубежом. После двух хитов, бравших стабильно под 190 миллионов, "Возвращение" в итоге прошло лишь немногим лучшим шестого Бонда с участием Роджера Мура.
"Осьминожка", стартовавшая в один день с "Поменяться местами" воспользовалась временным моментом, обойдя в дебютный уик-энд конкурента: 27,5-миллионный Бонд, на этот раз отправлявший агента 007 в экзотическое приключение, как и "Мунрейкер", удачно сыграл на поле известного хита, в этот раз мимикрируя под "Индиану Джонса" (Спилбергу было в режиссуре Бонда очень удачно отказано, да). 8,9 миллионов - лучший старт в истории франшизы вкупе с игрой в Инди помогли "Осьминожке" собрать 67,9 миллионов, уступив только тому самому "Гонщику", а так же впервые со времён Бондианы с Коннери взять более трети кассы в американском прокате. Зарубеж в этот раз отнёсся к Бонду холоднее: 112 миллионов были меньше кассы предыдущих трёх фильмов. То ли мир начинал уставать от Мура, то ли предвкушение возвращения Коннери не давало разгуляться 007 на полную мощь. 183 общих миллиона в любом случае были очередным успехом неувядающей франшизы, пусть и помогли занять в этот раз 4-ю строчку в серии. Да и уступить лишь немного 122 миллионам "Возвращения Джедая" - само по себе было достижением.
"Звёздные войны" вообще были не единственной голливудской франшизой, летом 1983-го внезапно просевшей к третьему фильму по миру. Правда, в случае с "Суперменом" причины были на поверхности. 39-миллионный кинокомикс (и шестой по стоимости фильм в истории, Супермениана продолжала оставаться самой дорогой из франшиз), полностью отданный в этот раз Ричарду Лестеру, превратился скорее в очередную летнюю комедию, чему способствовало привлечение звезды жанра Ричарда Прайора на одну из основных ролей. Несмотря на старания Кристофера Рива достойным последователем фильма Доннера "Супермен 3" так и не стал, хоть и собрав отличные 13,4 миллиона на старте (4-й старт в истории на тот момент после "Джедая", "Хана" и "Супермена 2"), но с куда более слабой, нежели раньше, стойкостью осилив только под 60 миллионов дома и всего чуть больше 20 в международных водах. 80,2 миллиона - чуть меньше половины сборов сиквела.
"Супермен" был не единственным, кто не смог полностью оправдавать свой потенциал. "Сумеречная зона", вышедшая на следующий уик-энд, 24 июня, даром, что была совместной работой таких людей, как Стивен Спилберг и Джордж Миллер. 29,5 миллионов - максимум, что из ленты смог выжать прокат, некритично для 10 миллионов бюджета, но неожиданно после двух лет, неразрывно связанных с фамилией первого. Ну а релиз под конец июля "Челюстей 3D" ждала ровно та же судьба, что и пришельца с планеты Криптон. Роскошные 13,4 млн. на старте (лучший старт, опять же 4-й дебют в истории) и головокружительное падение вниз - 45,5 миллионов в Америке и 87 общих - 18-миллионный триквел не спасло даже 3Д. Неожиданно не провалил надежды разве что сиквел "Лихорадки", вышедший за неделю до Челюстей, "Оставаясь в живых" режиссёра ни кого-нибудь, а самого Сильвестра Сталлоне. Сиквел с участием Джона Траволты показал неожиданно крайне достойные 12,1 млн. в первый уик-энд (чуть меньше, чем "Рокки 3" того же Сталлоне). С совершенно разгромной критикой (у фильма и сейчас интересные 0% на одном небезывестном сайте) - финальные 63,5 миллиона были итогом эталонной стойкости.
Не так хороши дела и у других сиквелов лета. "Психо 2" (34,7 млн.), "Порки 2" (33,8 млн.), "Смоки и Бандит 3" (5,7 млн.) - последний и вовсе становится своего рода финалом эры Бёрта Рейнолдса, пусть последний и отметился лишь камео. Наступает время новых звёзд. Рассвет молодёжного кино приводит к появлению "Рискованного бизнеса", очередной R-ки с впервые получившим главную роль Томом Крузом. Фильм, вышедший 5-го августа и начавший с 4,3 миллиона, добирается до 63 финальных. На счету фильма Пола Брикмена оказался редкий для подобного кино союзник - кинокритика, что порой может быть важнее однодневного-успеха. Запомниться летом, когда власть отдана одному фильму, в конце концов, тоже нужно уметь. К концу июля - "Возвращение Джедая" стало шестым 200-миллионником домашнего проката в истории, войдя в топ-5 самых кассовых фильмов в истории Америки и под конец проката заняв четвёртую строчку с 252 миллионами. Пусть просел фильм в международке - это не помешало 6-му эпизоду вывести триквелы на совершенно новый кассовый уровнь. 374 финальных миллиона общих сборов были лишь ещё одним кирпичом в устойчивом основании самой успешной кинофраншизы в истории кино.
Впрочем, успех "Звёздных войн" был всё же не единственным настоящим событием лета. 15 июля тренд перевыпуска классики Диснея добрался до "Белоснежки и семи гномов", в своё время с 66 миллионами продержавшей звание самого кассового мультфильма в истории на протяжении 30 лет, вплоть до выхода "Книги джунглей" (73,7 миллионов, 1967). В 1983-м пришло время отыграться: 30,1 дополнительных миллионов помогли "Белоснежке" вернуть себе звание анимационного рекордсмена в домашнем прокате. (По общим сборам "Книга", правда, так и осталась победителем с 137,7 млн.). Что поделать, возвращающиеся на экраны легенды доказывали свою живучесть и спустя десятилетия на фоне новых бестселлеров. Так, 11 миллионов в стартовый уик-энд, сумма, которую ещё не знала официальная Бондиана, показал вернувшийся в своей титульной роли Шон Коннери с фильмом "Никогда не говори Никогда". 36-миллионная кинокартина Ирвина Кершнера разбудила считавшийся ранее несостоятельным октябрь, правда, показав куда большие падения, чем фильм с Муром. Финальный забег остался всё же за Бондом нового поколения: в Америке римейк "Шаровой молнии" заработал 55 миллионов, а за рубежом - 105, уступив "Осьминожке" по всем показателям. Что, впрочем, говорило ничего о разнице в качестве. Думается, 2 Бонда в год просто оказались перебором даже для благодушной Европы.
Другому дорогому дебютанту октября оказалось и вовсе нечего: "Парни, что надо" Филиппа Кауфмана, при бюджете в 27 миллионов, заработали 21 миллион, видимо, 3-часовый эпик про покорение космоса американцами оказался не столь привлекательным для зрителя, как могло показаться с популярным космическим антуражем и важной для американцев темой. Не помогли фильму и номинации наградного сезона. А вот 8-миллионный "Язык нежности", другой будущий номинант премий 1983-го, с участием Джека Николсона и Дэбры Уингер, только запомнившейся зрителю по "Офицеру и джентльмену", оказался мувигоуерам куда ближе. Драма об отношениях матери и дочери, казалось бы, была даже слишком проста, но именно такое кино видимо было необходимо и зрителю и критикам в тот момент: фильм получил премию Оскар за лучший фильм года, а так же стал главным хитом рождественского сезона, его уже ставшим традиционным сто-миллионником. К слову, единственным фильмом года, который смог пробиться сквозь заветный рубеж, после Звёздных войн.
Стоит ли говорить, что о 200 миллионах речи в плане кассы, не было и речи в отношении кого-либо за пределами киносаги о Люке Скайуокере и творчества Стивена Спилберга. 6 фильмов из 6, монополия, установленная двумя титанами, начавшими своё восхождение в 1970-х, и на протяжении 4-х лет остававшимися безраздельными королями, отрывавшимися от конкурентов в 2 или более раза. Тем не менее, временам было суждено измениться. Новые имена и новые брэнды. Спилберг и Лукас начали революцию. И логично, что нашлись те, кто готов был её продолжить.
В следующем выпуске: Полицейские, гремлины, привидения, храм судьбы, поиски Спока
Stay tuned.
Американский кинопрокат:
1. Return of the Jedi – 252,6 mln.
2. Terms of Endearment – 108,4 mln.
3. Flashdance – 92,9 mln.
4. Trading Places – 90,4 mln.
Мировой кинопрокат:
1. Return of the Jedi – 374,6 mln.
2. Flashdance – 191,5 mln.
3. Octopussy – 183,7 mln.
4. Staying Alive – 163,4 mln.
5. Never Say Never Again – 160 mln.
Стартовые уик-энды:
1. Return of the Jedi – 23 mln.
2. Jaws 3D – 13,4 mln.
3. Superman 3 – 13,4 mln.
4. Staying Alive – 12,1 mln.
5. Never Say Never Again – 11 mln.
Стоимость:
1. Superman 3 – 39 mln.
2. Never Say Never Again – 36 mln.
3. Return of the Jedi – 32,5 mln.
4. Octopussy – 27,5 mln.
5. The Right Stuff - 27 mln.
(никто еще не проголосовал)