Кабы Нобеля давали за кино, я бы присудил эту премию Сэму Пекинпа за вот этот вестерн. Жаль, время ушло, он снят аж в 1973 году...
Всё там явно придумано, ведь это же сказка, как всякий вестерн, но всё в этом кино на максимуме достоверности.
Грязные разбойники спят на грязных постелях в грязной одежде.
Убивают друг друга не красиво, а подчёркнуто жестоко.
Дуэли свои устраивают не по-рыцарски, а хитрожопо - зная, что противник сжулит и поэтому его надо опередить в коварстве.
Не заморачиваются проблемой, кто прав, кто виноват, убийство - это работа, сегодня ты бандит, а завтра шериф и ловишь друга-бандита.
И спокойные такие детали как бы между прочим: вот дети без страха и вообще без эмоций спокойно наблюдают за поединком, кончающемся смертью, а в другом эпизоде дети играют у виселицы и качаются на петле, - из них вырастут (если успеют и смогут) такие же головорезы, как взрослые вокруг.
Фильм тянется два часа насыщенного времени. Фабулы как таковой нет. Действие перетекает из эпизода в эпизод. Вот Билли Кид (Крис Кристофферсон) идёт срать, присаживается на стульчак (не на корточки, как это делают НАШИ отечественные ковбои) и обнаруживает в пачке газет (у НИХ уже использовались газеты в качестве туалетной бумаги) револьвер. И начинается стрельба, в которой Кид побеждает.
Вот Пата Гэррета моют бляди из борделя. Подробно моют, явно наслаждаясь процессом, верю, что актрис режиссёр подобрал из профессионалок, а не из массовки. А наутро они просыпаются всей большой командой - шерифа ждут дела и новые сражения...
Боб Дилан ходит по экранному полю в виде странного человека по кличке "Увы". Он без огнестрельного оружия, только с ножом (им он, впрочем, ловко убивает одного из коллег-бандитов, помогая Билли Киду) и вообще как бы сторонний наблюдатель и автор музыки к фильму.
Временами за кадром скрипит голос Дилана, поющего балладу о Пэте Гаррете. Иногда звучит известная мелодия "Я стучусь в небеса", это когда кого-нибудь убивают. Жаль, самой песни нет, она предполагалась и её сочинил Дилан, но в итоге не вошла в это кино.
Замечательное по всем критериям.
Пожалуй, не слишком американское, где по канонам всё должно быть сюжетно и динамично, всё лучшее - боевик. Отнюдь, это - медленная экспозиция, неспешно переваливающая в нечто, напоминающее сюжет, но не доходящая до кульминации. Так это по-европейски, ну, прямо Антониони или Марлен Хуциев, а не Пекинпа.
И ещё раз, на коду: превосходный фильм.
http://vas-pop.livejournal.com/2079107.html