Позднее кино Спилберга пропитано менторством, не настолько безапелляционным и беспросветным, как у Михалкова, но всё же. Поскольку есть с чем сравнивать, то можно сказать, что создатель «Инопланетянина» не просто постарел, а превратился в ворчливого старпёра, готового морализаторствовать по два с половиной часа подряд. При этом стоит, конечно, признать, что у него даже ворчание получается гораздо качественнее, чем у кого бы ни было другого.
Самая главная черта Стивена Спилберга, которая выделяет его среди всех современных режиссёров – он очень светлый и добрый режиссёр, который всегда выступает за гуманизм в высшем его проявлении, без относительно того, к кому он проявляется. Для него гуманность важна как таковая, а не как предмет, который можно выгодно использовать. И Спилбергу нет надобности «насаждать» добро, унавоживая души зрителя чернухой окружающей действительности, как делают практически все современные «идейные гуманисты» в кино. Даже самые страшные его картины можно смотреть с детьми, при всём том, что он поднимает не менее важные и острые вопросы, чем любители социального трэшняка. Таким отношением к зрителю «страдает» ныне очень малое количество режиссёров. Я, вот, даже навскидку никого сразу и не назову.
В фильме «Шпионский мост» Спилберг посягнул на самое святое и неприкосновенное для любого общества – образ врага. Более того, он позволил себе надругаться над табу американского демократического общества, и превратил врага из Империи Зла, Советского Союза, в человека, достойного уважения. Речь идёт о Рудольфе Ивановиче Абеле. Советский разведчик, враг американского народа №1, казни которого хотела вся страна, нет, он не является главным героем картины (настолько антиамериканский фильм Спилберг не может снять), но очень значимый персонаж. Главный же герой фильма – Джеймс Донован, страховой агент, ставший сначала адвокатом дьявола Абеля, а затем переговорщиком во время подготовки обмена (об этой истории написано много, пересказывать не буду, кто не в курсе – дуйте в Яндекс).
Картина интересная, и актёры, и режиссёр поработали хорошо. Но это, несмотря на название, не шпионская история. Это рассказ о том, как «страховой агент с Советами торговался», никакой романтики, сплошной прагматизм, расцвеченный в выгодном свете высокими моральными качествами героя Хэнкса (никто другой не смог бы так гармонично сыграть эту роль, ведь только Тому можно поверить, что он так бескорыстен, честен и упрям в своей доброте).
Интересный момент: герой, на контрасте с которым вся Америка кажется кровожадной испуганной истеричкой, в исступлении готовой казнить пойманного врага (в этом солидарны и политики, и простые люди, и судьи, и полицейские), оказывается победителем. Это не меняет ничего в глобальном значении – ни страну, ни Донована, но Спилберг зато может показать большой кукиш всему политическому дискурсу своей страны и остаться при этом самым патриотичным американцем.
А вот и великолепный эпизод в ванной:
Этот момент мне понравился больше всего. И не потому что действие происходит в ванной, а за раскрытие темы истерии по поводу атомной бомбёжки. Удивительно, но на меня она навевает ностальгические воспоминания о своём детстве. Нет, в нём не было подобной истерии, но были книги американских фантастов, которые писались в ту эпоху, а читал я их в 90-х. Вспомнились романы «Свободное владение Фарнхема» Роберта Хайнлайна, «Город на краю времени» Эдмонда Гамильтона, рассказ «Фостер, ты мёртв!» Филипа Дика.
Режиссёр: Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
В ролях: Том Хэнкс (Tom Hanks), Марк Райлэнс (Mark Rylance), Эми Райан (Amy Ryan), Алан Алда (Alan Alda), Остин Стоуэлл (Austin Stowell), Скотт Шеперд (Scott Shepherd), Джесси Племонс (Jesse Plemons), Доменик Ломбардоззи (Domenick Lombardozzi), Себастьян Кох (Sebastian Koch), Ив Хьюсон (Eve Hewson).
СПИСОК ВСЕХ КИНОВАНН
http://e-bath.livejournal.com/823018.html