Я долго шёл к этому посту и, как вы поняли, он будет состоять из нескольких частей. Я не придумал ничего лучше, чем устроить битву внутри легендарной франшизы ужасов, вместо того, чтобы искать жанровые аналоги первой части. Во-первых, аналогов-то и нет, во-вторых, Фредди Крюгер - настолько легендарный персонаж для жанра, что отвлекаться на других маньяков, говоря о нашем любимом обоженном герое с перчаткой с лезвиями, было бы просто преступлением катастрофических масштабов.
Сначала вкратце о значимости фильма и персонажа для жанра и вообще сознания людей конца 20-го века и, конечно, для меня. В далеких восьмидесятых появился на свете персонаж, надолго определивший судьбу всех детей и подростков, ну как судьбу, их покой и сон. Кто хоть раз его видел, уже не мог просто так засыпать, рано или поздно ему приходила в голову простая мысль, а что если? А что, если Фредди Крюгер на самом деле существует и ты можешь не проснуться?
На самом деле первый фильм серии развивается как обычный слэшер тех и последующих времен о любом маньяке, будь то Джейсон или Кожаное лицо. Группа подростков выкашивается по одному, пока последняя из них не решает противостоять убийце. Довольно стандартный набор клише и глупостей, от которых страдает каждый слэшер, да и вообще жанровый фильм. Чем же так категорично отличался "Кошмар на улице Вязов" образца 84-го года, кроме того, что "случайно" начал карьеру Джонни Деппа? Безусловно, главное отличие - концепция фильма. Во-первых, придумана была форма, которую потом авторы франчайза топтали беззаветно до самой смерти фрэнчайза - маньяк мстит детям людей, повинных в его смерти. И тут самое интересное - он делает это из снов. И этот момент возвышает фильм из пучины себе подобных, потому что не все ездят на озеро в лагерь, чтобы бояться Джейсона, и не всем в руки попадала заколдованная шкатулка, открывающая врата в ад, но все абсолютно люди на планете спят. Поэтому Фредди Крюгера, убивающего своих жертв во снах, боялись абсолютно все. Это расширяло и возможности для всяческих трюков, и придавало дополнительной загадочности и атмосферы, прибавьте сюда отличную музыку (главную мелодию саундтрека поколение детей девяностых помнит до сих пор), хорошо играющих актеров, тягучую атмосферу липкого ужаса, и вуаля! - культовая слава и сборы вам обеспечены.
Конец вступления. Переходим к самому вкусному, битве внутри первых частей франшизы, плюсы, минусы, выводы, победители и так далее.
Кошмар на улице Вязов (A Nightmare on Elm Street, 1984)
Режиссер - Уэс Крэйвен; в ролях: Хэзер Лэнгенкэмп, Роберт Инглунд...
Сюжет.
Группа друзей из колледжа мучается кошмарами, самое странное, что им снится один и тот же парень в грязном красно-зеленом свитере, в коричневой шляпе и с перчаткой с лезвиями на пальцах. Еще более странно, что раны, полученные во сне одной из них, Тиной, остаются на ней и в реальности. Боясь заснуть в одиночестве, Тина зовет своих друзей и бойфренда переночевать с ней, пока родителей нету дома...
Фредди Крюгер.
Редко показывается весь, поначалу всё в тени, да под простынями, троллит всячески своих жертв, играя с ними в кошки-мышки, не устает и пошутить по поводу и без. Крепкого словца не боится и вообще, образ просто шикарен! В детстве я боялся темноты именно из-за этого парня и передвигался ночами по дому от выключателя к выключателю короткими перебежками! Персонаж на века, внушающий страх и трепет! Лучшая шутка - таскание Тины по школьным коридорам и "Не бегать по коридорам"!
Покрытый ожогами плюс!
Вот только в перспективе всех частей заметил, что Фредди неизменно в каждой части противостоит женская половина человечества. Этакая борьба феминизма над грязными мужланами, которыми ночами одно только и надо, потыкать тебя всякими продолговатыми предметами! Не, кроме шуток, обратите внимание на этот аспект. Не знаю, с чем это связано, если честно, но факт остаётся фактом. Здесь героиню зовут Нэнси, которая находит в себе силы противостоять монстру из снов, несмотря на гибель близких друзей и любимого Деппа. Думаю, в детстве все обожали Нэнси, а актриса благодарит до сих пор небеса, что подарили ей роль в культовом фильме!
Ммм, плюс!
Второстепенный каст.
Набрав малоизвестных актеров, Уэс только выиграл, пусть все они не уровня Джека Николсона, но этот уровень здесь и не нужен. Все, от подростков до взрослых, на своих местах, и не теряются на фоне привыкающего к роли Инглунда. Депп стандартный, паренек зашел с улицы, и как зашедший с улицы и отыграл. Больше из второстепенного каста люблю Тину и отца Нэнси.
Плюс!
Ты труп, битч!
Смертей много, и они разнообразные! Таскаемая по потолку Тина, кровавый фонтан из Деппа (зуб даю, среди жидкостей была не только кровь!), огненная койка для пьяной матушки Нэнси или весёлая тюремная простыня! Авторы поставили за правило удивлять и разнообразить уже в первом фильме. Всё-таки выберу Тину на потолке, как лучшую смерть фильма! Такое надо было придумать и воплотить, о чем расскажу когда-нибудь потом.
Кроваво-красный плюс!
Зрелищность.
Пусть грим Фредди где-то топорноват, и видно скудность бюджета, шутка ли, два ляма всего, сейчас бы этого только на жалкую мокьюментарку хватило,
Зачёт!
Ресмотрибельность.
Культовый плюс.
Плюс-минус: 7/0
Режиссер - Джек Шолдер; в ролях: Марк Паттон, Ким Майерс...
Сюжет.
Как стало понятно по концовке, Фредди не так-то просто убить! Пусть Нэнси больше не верит в его силы, на улице Вязов появляются новые жертвы, которые любят поспать! В тот злополучный дом на улице Вязов, где раньше жила Нэнси, приезжает новая семья, парень Джесси находит дневник Нэнси, и чувствует странную одержимость домом и всей этой историей! Оказывается, у Фредди есть новый план, чтобы добраться до юных тел окрестной молодёжи...
Пусть фанатами считается вне канона и одной из слабых частей, мне она очень нравится, и я не понимаю всей этой ненависти. Новый подход к персонажу, новые моменты и крутые эпизоды, даже драма есть... Как по мне, немногим уступает предыдущему фильму, хоть и видно, что на волне прибыльности фильма (специальный показатель, когда считают, сколько принёс в прокате каждый потраченный на фильм доллар) создатели не отходя от кассы решили склепать свежий кинчик.
Больше плюс, чем минус.
Фредди Крюгер.
Его стало больше. Больше шуток, больше показывают внешность и грим приближается к тому канону, который полюбился миллионам фанатов. По сюжету выходит, что и Джесси отчасти Фредди, и на пару они отлично показали эту одержимость и шизофрению. Когда Фредди шугает подростков по двору, варит их в бассейне и жжет огнем, я просто готов хлопать в ладоши! Вот только прокатиться с ним на автобусе не очень охота.
Конечно же, плюс!
Девушка Бонда.
Щас вы будете кричать, что я гребаный читер, и главное противостояние в фильме между Фредди и Джесси, но хрена с два. Если б не самоотверженная любовь его боевой подруги Лизы, неизвестно, на каком кругу ада гулял бы сейчас наш слабовольный подросток. Девушка даже поцеловала мерзкого маньяка, а это, знаете ли, не лягушку лизнуть (каламбур!). Да и вообще милашка актриса, хоть и не сопереживаешь ей, как Нэнси, всё же молодец!
Няша-плюс!
Второстепенный каст.
Послабже, конечно, чем в прежней части. Кроме ведущей троицы, где и к Джессу можно предоставить ряд вопросов, и отметить особо некого. Подругу Лиз я уже забыл, более-менее выделяются друган Джесси (на тот момент дебютант в кино) и зрелищно погибший тренер, которому не повезло оказаться не в том баре и не в той душевой. Родителей Лиз и не вспомню, а камео Нэнси явно бы не было б лишним.
Скорее минус, чем плюс.
Ты труп, битч!
Смертей поменьше, многое остается за кадром, но сумасшедший спортинвентарь, а потом жуткая душевая, остается в памяти надолго! Сваренных подростков тоже не так легко забыть, но всех перекроет смерть другана Джесси практически на глазах родни! Вот уж жесть и драма, а ведь просили не спать!
Плюс.
Зрелищность.
Много эффектных сцен и вещей. Меня почему-то всегда пробирает дрожь от сцены, где автобус стоит на краю пропасти посреди пустыни, очень зрелищно и атмосферно. Еще много вкусностей, от взрывающейся птички до адского барбекю! Но лучше всего сцена, где Фредди вылезает из Джесси, жестко и кроваво, да и тоже придумать такое надо уметь.
Конечно, плюс.
Ресмотрибельность.
Не раз смотрел и еще буду. Недооцененная часть, расширяющая мир вселенной "Кошмара..." новыми красками и идеями, такая же жуткая, с небольшим рядом недочетов. По зрелищности не уступающая оригиналу. Можно смело пересматривать.
Плюс, ага.
Плюс-минус: 6/1
Режиссер - Чак Рассел; в ролях: Хэзер Лэнгенкэмп, Патриция Аркетт...
Сюжет.
В сценаристы вернули Крейвена, добавили такую небезысвестную фамилию, как Дарабонт, в режиссеры посадили дебютанта Чака Рассела (который потом снимет некий хит с Джимом Кэрри), и это пошло явно на пользу. Интересный закрученный сюжет о психушке, куда собрали одержимых Фредди детей. Недавно к ним присоединилась главная героиня Кристен, а помогает справиться c Фредди ветеран "сонных войн" Нэнси Томпсон, которая повзрослела и стала врачом...
Сюжет отличный, особенно эта фишка со способностями детей, возможностью Кристен брать в сны людей, а ещё возвращение Нэнси, рассказ о прошлом Фредди и показ его матери, битва на парковке брошенных машин и паралельная схватка во снах: практически перезагрузка франшизы, которая планировалась последней в серии, но собрала ещё больше в прокате и была обречена на проду. Нечего и говорить, после первой один из лучших сценариев.
Жирный плюс.
Фредди Крюгер.
О да, детка! Наконец в этой части достигли золотой середины в персонаже, больше черного разнообразного юмора, наконец-то нормальный классический грим и вообще вот именно этого парня полюбили я и миллионы. Почти неубиваемый маньяк купается в своей безнаказанности и даже не гнушается переодеться в секси-блонд, или поиграть в Челюсти на калифорнийском пляже. Даже не знаю, какую шутку выбрать за лучшую, тут и про волшебство, и про шприцы, и как он отпанахал голову матери Кристен, но лучше всех фраза "Добро пожаловать в прайм-тайм, сука!".
Плюс.
Девушка Бонда.
По старой традиции ведущей силой сюжета становится юная леди в исполнений мощной дебютантки Патриции Аркетт. Без её суперспособности так бы и перекоцал Фредди всех пациентов того дурдома. Но кого мы обманываем, все мы больше ждали и бесконечно рады возвращению Нэнси в серию. Вот кто настоящая королева фильма, будем откровенны.
Полу-минус, полу-плюс.
Второстепенный каст.
Разнообразный и малоизвестный, с другой стороны, вернули и папашку Нэнси, которому я несказанно рад, а есть и Морфеус в роли санитара. Подростки молодцы, и все на своих местах, но одинаково ровные и мало кто тянет на себя первую скрипку.
Скорее плюс.
Много смертей разных, разнообразных. Кресло-каталка - убийца, марионетка на жилах, шприцы вместо лезвий, круть на крути, самое трагичное - гибель Нэнси, самое жесткое - голова в телевизоре, не менее жестко в этот раз досталось и Фредди, очень зрелищно его окропили святой водой! Сложно выбрать, поэтому поставлю плюс.
Зрелищность.
Одна из зрелищных частей, много крутых декораций, эффектов, переходов и ложных снов. Порой реально чувствуешь себя внутри чьего-то сна. Есть и сцены действия, и места, где страшно, хотя первых побольше. Чуть в детскость ушел фильм, страх нагнетается за счет атмосферы, музыки, декораций и ракурсов.
Плюс с некоторыми оговорками.
Ресмотрибельность.
Так же, как и прежде, все круто и можно (и нужно) пересматривать. Одна из лучших частей франшизы, некоторыми фанатами почитаемая как самая лучшая. За счет сценарных задумок и возвращения любимой героини возвышается над последующими фильмами, а задумку с силами авторы еще подоют потом знатно. Наконец Фредди стал каноном и еще не ударился в глупую клоунаду. Баланс строго выверен, съемки отл. Какого рожна ещё надо?! Всем бы ужастикам такие триквелы!
Безусловный плюс.
Плюс-минус: 6/1
Да, есть явный победитель, но и конкуренты не так чтобы проиграли вчистую. Три отличных фильма, сделавших практически все подобные фильмы в те годы и отлично выступившие в прокате при небольших затратах. Изобретательные хорроры, где каждый из режиссеров привнес что-то свое. Конечно, победителем выступил первопроходец и оригинальный фильм Крейвена 1984-года "Кошмар на улице Вязов". Ноздря в ноздрю с ним шел третий сегмент, и если б у нас были парные зачеты, то третья часть вышла бы явным лидером в своей двойке. Вторая чуть теряется на фоне маститых соперников, хоть и ей есть чем испугать и удивить. В любом случае первые три фильма рекомендуются всем любителям хорроров, как икона жанра и культовое явление.
Продолжение следует...
http://imperators87.livejournal.com/69704.html