3 января скончалась Ирина Мурзаева (1906-1988), актриса, запомнившаяся миллионам зрителям как «комическая старуха».
Определенный парадокс заключается в том, что сама Мурзаева была на своих героинь не больно похожа. Жесткая, волевая, она поставила в театрах Москвы не один спектакль.
Вот, правда, к быту была также не приспособлена, как некоторые ее героини.
Зато отпор могла дать если что.
Еще совсем девчонкой, занимаясь в драмкружке, которым руководил Николай Плотников, Мурзаева не стерпела панибратского обращения мастера. Он всего лишь щелкнул девушку по носу, а та развернулась и ушла, услышав в спину: «Глупенькая… Ты никогда не станешь артисткой…»
К счастью, прогнозы маститого не оправдались, - Ирина актрисой стала, окончив театральный техникум имени Луначарского.
Правда, пришлось несладко.
В 1937 Мурзаева пришла в театр Ленком, где с одной стороны колобродили такие звезды как Валентина Серова и Татьяна Окуневская, а с другой правила тройка актеров муж с женой Софья Гиацинтова и Иван Берсенев + примкнувшая к ним Серафима Бирман. Тройка определяла репертуарную политику, от нее зависело распределение ролей.
Если Гиацинтова и Берсенев отнеслись к Мурзаевой ровно, без особого тепла и холода, то Бирман почувствовала в молодке конкурентку. Она ведь тоже замахивалась на амплуа «комическая старуха». В ее постановках Мурзаева роли не получала никогда.
Зато Ирине позволили ставить самой. Ну и играть кое-что давали. А все равно успех Мурзаевой был связан вовсе не с театром.
В кино Мурзаева сразу заявила о себе ярко. На съемочную площадку комедии Константина Юдина «Сердца четырех» ее привела за компанию Валентина Серова. Накануне Мурзаева лечила насморк большой синей лампой и умудрилась обжечься. Смешная нашлепка на носу так впечатлила Юдина, что он отдал Мурзаевой роль Маникюрши.
Ирина не сразу поняла специфику киношной игры, допуская аффектацию жестов и мимики, но после того, как режиссер показал ей материал быстро скорректировалась.
Мурзаева вошла в обойму ярких эпизодниц, снявшись в «Свадьбе» и «Близнецах», но тут кинематограф накрыло медным тазом малокартинья. Актрису отлучило от экрана на десятилетие.
Ее возвращение в кино совпало с уходом из театра. Мурзаева не приняла новое руководство Ленкома, хотя и со старым уживалась трудно.
Я запомнил Мурзаеву с детства, ведь она часто играла в сказках и сюжетах «Ералаша». Играла у Роу в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Огонь, вода и… медные трубы» (1968). Снималась у Птушко в «Сказке о потерянном времени». У Рыцарева в «Принцессе на горошине».
"СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ"
Много в ее багаже популярных комедий. «Дети Дон Кихота»… «12 стульев»…» «Старики-разбойники»…
"12 СТУЛЬЕВ"
Попадаются среди эпизодиков и вполне полноценные роли. «Три дня в Москве», например. Или "Опекун". А разве можно забыть Анну Христофоровну из «Женатого холостяка»?
Мурзаева никогда не хлопотала о себе. Характерен такой случай: вернувшись из эвакуации, она застала в своей квартире семью беженцев и беспрекословно переселилась к родне.
Это же касается наград званий. Мурзаева даже заслуженного не получила.
Зато в этой стране ее знает каждый…
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/99343.html