Кадр из фильма 1988 года.
На новогодних каникулах я впервые посмотрел первые четыре фильма из этой серии. Мне вообще нравятся качественно сделанные боевики, а «Крепкий орешек» считается одним из лучших образцов данного жанра. В целом, просмотр оставил у меня положительные впечатления, хотя, на мой взгляд, с жанром там далеко не всё однозначно.
Сюжет у всех этих фильмов очень похож. Крепким орешком является полицейский Джон Макклейн – безалаберная тряпка в обычной жизни, но отважный герой тогда, когда возникает какая-то экстремальная ситуация и нужно срочно бежать спасать мир. Макклейну противостоят разные террористы и иные нехорошие личности, злодейские замыслы которых хоть и не дотягивают по масштабу до оригинальных идей господина Блофельда – главного соперника Джеймса Бонда, но тоже впечатляют своим размахом.
При этом коллеги не торопятся помогать Макклейну и, даже наоборот, часто пытаются помешать своей ещё большей безалаберностью в профессиональном плане, чем Макклейн способен продемонстрировать в свободное от работы время. Одному из них он был вынужден прямо так и сказать: «Слушай внимательно, болван! Если ты не решение, значит ты проблема. Перестань быть проблемой и дай мне другого парня». Тем не менее обычно «орешку» приходится справляться со злом в одиночку.
От родных Макклейну тоже нет никакой поддержки, по крайней мере поначалу. Просто послать их куда подальше он не в состоянии, ибо тряпка, поэтому вынужден либо совсем о них не думать, либо стоически выслушивать их претензии как минимум полфильма. Однако в какой-то момент до близких Маклейна, как и до большинства его сослуживцев, доходит, что ругаться с человеком, который их всех спасает, не просто свинство, но и глупость, и они успокаиваются и даже начинают ему сочувствовать.
И тут, когда Макклейн начинает полагать, что он полностью раскусил коварные замыслы врага и точно знает, как можно его победить, неожиданно выясняется, что ничего подобного. Его противники всех успешно облапошили и готовятся сваливать. Но и «орешек» не так-то прост. В последний момент ему непременно удаётся перехватить инициативу и от души навалять всем мерзавцам. В итоге благородная цель Макклейном достигнута, мир спасён, родные угомонились, коллеги завидуют. Хэппи-энд, короче.
Все четыре фильма сняты на довольно высоком уровне, разве что в последнем начинает несколько рябить в глазах от избытка спецэффектов. Характеры персонажей прорисованы весьма убедительно, повороты сюжетов абсолютно непредсказуемы. Однако детали кое-где подкачали. И я ни в коем случае не имею в виду драки руками и ногами, после которых оппоненты встают и бегают как ни в чём не бывало. И не сумасшедшие трюки, выполнив которые невозможно не получить многочисленные переломы, – всё это некие правила, по которым развиваются сюжеты фильмов. Я имею в виду вещи, которые оказываются за гранью даже в этой выдуманной реальности.
Например, когда в первом фильме Макклейн перемещается по захваченному террористами зданию, зная, что те хотят его найти и убить, и орёт в пространство разные риторические вопросы. Или воинственные террористические «амазонки», которые выходят на дело с распущенными волосами. Или военный самолёт, расстрелявший в четвёртом фильме грузовик вместе с эстакадой, на которой было оживлённое движение. Когда я вижу такой абсурд, то перестаю воспринимать фильм как боевик, и начинаю воспринимать его как комедию. Но несмотря на это моё отношение подобному ненамеренному смешению жанров всегда крайне отрицательное.
Поэтому я никак не могу поставить за просмотренные мной четыре фильма о «крепком орешке» больше, чем 7 баллов из 10. Пятый же фильм я решил не смотреть вовсе.
https://reinhardlis.livejournal.com/102646.html