25 декабря родился Павел Бляхин (1886-1961), писатель, не доживший до повторного триумфа главной своей книги всего чуть.
Ведь именно повесть Бляхина «Красные дьяволята» легла в основу блокбастера «Неуловимые мстители».
Бляхин принадлежал к тому же типу людей, что автор «Грача – птицы весенней» Сергей Мстиславский. Он не столько стремился писать, сколько торопился жить.
Бляхин связался с революционерами, будучи 17-летним пацаном. А какой, скажите, был выход у мальчика, который остался без матери в четыре года и рос на иждивении у родственников, расплачиваясь тем, что на них батрачил?
Уже в 1903 году Павел вступил в РСДРП. Во время революции 1905 года был арестован в Баку за участие в стачке нефтяников.
Едва Бляхина амнистировали, он уехал в Москву, где продолжил революционную деятельность. Как боевик-дружинник участвовал в Декабрьском вооруженном восстании.
На закате дней Бляхин сочинит трилогию о первой русской революции: «На рассвете» (1950), «Москва в огне» (1956) и «Дни мятежные» (1959).
В 1911 Бляхина арестовали, выслав в Вельск. В 1913 он оттуда бежал, перейдя на нелегальное положение.
Легализовала молодого бунтаря революция.
Началась официальная административная карьера Бляхина. Он занимал посты председателя ревкома в разных городах, летая с места на место.
В 1920 принимал участие в разгроме махновщины. Именно впечатления о противостоянии Красной Армии Махно легли в основу повести «Красные дьяволята».
Вот что рассказывал писатель:
«Повесть «Красные дьяволята» была написана мною в 1921 году в вагоне-теплушке по дороге из Костромы в Баку. Вместо трёх дней я ехал ровно месяц. На самодельном столике наготове лежал маузер… Эта была одна из первых книг о гражданской войне».
Популярности повести способствовала экранизация Ивана Перестиани. Снятый в 1923 году фильм стал мегахитом.
Изначально он состоял из двух серий, что зафиксировано в повести Анатолия Рыбакова «Кортик».
«— Мама ушла на концерт, — сказал Слава. — Пошли в кино! Сегодня «Красные дьяволята», вторая серия»
Все что написал Бляхин до и после «Красных дьяволят» забывалось тут же по выходе. Сценарии «Большевик Мамед», «26 бакинских комиссаров», прочая лабудень.
Да и «Красные дьяволята» несмотря на мощный пиар, не вошли в круг постоянного чтения советского ребенка, как вошел, скажем, «Кортик».
Писатель Бляхин, похоже, был никакой, а вот человек хороший. Только непоседливый. Иначе, не могу я объяснить, почему его мотало с места на место. Он побывал членом правления «Совкино», замещал председателя Главреперткома, председательствовал в ЦК Союза кинофотоработников, был главным редактором сценарного отдела киностудии «Мультфильм».
В 54 года отправился на фронт Великой Отечественной. Попал в так называемую «писательскую» роту, где кроме него служили Фраерман Казакевич, Бек, Злобин. Закончил войну с орденом Красной звезды.
В 1961 Бляхин умер, а в 1966 вышли «Неуловимые мстители», которые держат до сих пор на слуху его написанную без малого сто лет назад повесть.
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/97834.html