Я собиралась писать очередные кино-сериальный и книжный посты, а потом решила, что один из просмотренных фильмов заслуживает поста отдельного. Речь идет о документальном фильме "Токийские идолы" ('Tokyo Idols', Япония, Канада, UK, 2017). В мой жж заглядывают как минимум два человека, которым нравится японская культура, так что, думаю, им будет интересен этот фильм 😉
О фильме я узнала случайно. В сентябре мы были на местной тусовке геймеров, косплееров, любителей комиксов и игр (STGCC), где я впервые столкнулась со странным и непонятным: девушка, наряженная в короткую пышную юбку, скакала по сцене, выкрикивая разные слова, а толпа перед сценой, почти полностью состоящая из парней, прыгала вместе с ней и повторяла ее жесты. Видеозапись сего странного действа я опубликовала в инстаграме, и в комментариях к посту мне рекомендовали посмотреть "Токийских идолов". Трейлер фильма на youtube меня настолько заинтересовал, что я зарегистрировалась на Netflix, чтобы посмотреть фильм целиком, и не пожалела.
Японский режиссер Киоко Мияке сняла фильм о необычном (по крайней мере, для неяпонцев) культурном явлении: маленьких девочках и девушках-подростков, которых называют идолами, и буквально поклоняющихся им мужчинам всех возрастов. Нет смысла пересказывать, лучше героев фильма и режиссера обо всем этом все равно не рассказать. Эта документалка поразила меня до глубины души: настолько странным и грустным мне показалось все увиденное и услышанное.
Герои фильма и журналисты и аналитики, дающие свои комментарии о явлении, говорят о совершенно разных его сторонах. Для девочек стать объектом внимания и поклонения многих мужчин (от парней-подростков до совсем уже дедушек) - это возможность самоутвердиться. Иногда - получить шанс стать профессиональной певицей. Для отаку (так в Японии называют фанатов идолов), которые, по меркам японского общества, являются неудачниками (ни хорошей работы, ни сбережений, ни жены), идолы - это возможность почувствовать себя лучше, ощутить, что они не такие уж никчемные, что для кого-то они важны, а также робко потешить свои фантазии о романтической любви. С точки зрения взрослой независимой женщины (среди героев и комментаторов такая только одна) - это потакание инфантилизму отаку за счет девочек, которые, вероятно, видят своей основной функцией развлечение и подбадривание мужчин. Журналисты и аналитики мужского пола судят о явлении отстраненно (такой безэмоциональный подход).
Какое-то время назад быть отаку было совсем уж стыдно (на отаку неизбежно вешали ярлык неудачника и извращенца), но сейчас это становится социально приемлемым. Знаменитый район Токио Акихабара прямо-таки рай для отаку... Вместе с отаку социально приемлемой становится замена реальных отношений, для которых надо прилагать большие усилия, инфантильной фантазией о такой классической невинной девочке (тем не менее, девочке в коротенькой юбке, которая улыбается и говорит всякие невинные пустячки тоненьким бодрым голоском, совпровождая все это всякими ужимками, один в один персонаж какого-нибудь глупого аниме). И тут на ум мне приходит фильм "Она" и всякий киберпанк.
Есть во всем этом и пугающий (лично меня) момент, когда пожилой уже человек бросает женщину, с которой он встречается, из-за знакомства с девочкой-подростком в мейдо-кафе. Когда взрослые дядьки, каждому из которых по меньшей мере на 9 лет больше, чем десятилетним девочкам, скачущим в коротеньких юбках по сцене, глядят на все это действо с восторгом, а после концерта подходят подержаться с этими малышками за руки. Можно подумать, что это я такая испорченная, ведь сами мужчины заявляют, что не претендуют на какие-либо отношения с идолами и что их чувства к этим девочкам не романтические. Но ведь самих девочек и их мам поначалу пугает повышенное внимание и восторг со стороны таких взрослых мужчин. Страх этот, впрочем, проходит, когда они понимают, что мужчины безопасны. Хотя об отличных случаях мы наверняка не узнаем...
Еще больше, пожалуй, пугает тот факт, что из самой известной группы идолов сделали ежегодное большое шоу с выборами в члены группы путем голосования, молитвами в храмах за то, чтобы идол-фаворитка пробилась в топ рейтинга (а то де ей уже 17 скоро исполнится, а для идола это уже старость), что этих девочек называют национальными идолами.
История, к сожалению, умалчивает о том, что происходит с идолами, когда они вырастают и не могут больше бешено скакать по сцене и исполнять разные бессмысленные, но энергичные песенки. А ведь явлению, если верить фильму, уже лет десять. Где-то точно должны быть идолы-пенсионерки. Жаль, что режиссер не затронула этот момент в фильме, очевидно, желая закончить его на оптимистической ноте.
Все это было для меня так странно и так грустно.
А потом я подумала, что, вероятно, это просто такой новый урбанистический естественный отбор в ситуации, когда на очень маленькой территории живет очень много народу. Мужчины, которые считаются неудачниками в этом обществе, просто не получают шанса обзавестись семьей и оставить потомство, смиряются с этим и остаются жить в своем мире фантазий, активно поддерживаемом целой индустрией идолов, которая, как оказалась, приносит порядка миллиарда долларов США ежегодно.
https://inigo-montoiya.livejournal.com/532320.html