В последнее время смотрю много фильмов о священниках, т.к. священники и монахи по сути своей - тоже практики отдельно взятой шаманско-магической традиции. И как и во всех традициях, среди них есть как реально продвинутые маги, так и полные бездари.
Фильмы и сериалы о священниках (католических и протестантских) - это особый жанр. В них зачастую эксплуатируются лишь внешние атрибуты или профанная религиозная мифология (например, борьба с мифологическим дьяволом, выраженным в фигуре ближнего), и редко уделяется внимание духовным вопросам, магическому развитию.
Также фигура священников меня интересует и с профессиональной точки зрения. Они в идеале объединяли в себе сразу несколько профессий, которые сейчас сильно разошлись - лидер народа, специалист по духовным вопросам (эволюции сознания при жизни и после смерти) и личностному росту, социальный работник, психолог, целитель. Что ценно в характере хорошего священника, который способен качественно играть все эти роли, это его преданность идее, которая не зависит ни от чего внешнего. Вот этот вот идеализм, который не подкупается никакими деньгами и не рушится никакими угрозами и никакими кознями внутренних тараканов священника - это признак мага.
Когда человек доверяет свою жизнь некоему духу, которого мы даже можем назвать идеей или мифологемой, он накачивает этого духа своей энергией. Для меня это значит, что после смерти основная часть души человека останется в этом духе и будет и дальше бороться за физические проявления этого духа в материи. И вовсе не важно, какого духа человек кормил при жизни - христианского бога, колдовского ворона, будду, коммунизм, вегетарианство, эппл, украину, коллекционирование марок или только самого себя. Чем больше человек вкладывается в духа всей своей жизнью, тем больше он в этом проявится после смерти. Те люди, что распылялись во многом, что меняли мнения, предавали себя и других, после смерти проживут дней 40, за которые распадутся на отдельные капли всех духов, что они питали.
Многие же священники, - те, кто готовы пожертвовать собственными порывами, распыляющими душу, в пользу избранной ими Идее, - дают хороший пример для любого следующего путём магии или эзотерической религии, кто умеет под обёрткой видеть суть.
К сожалению, не все фильмы показывают то, что хочется увидеть. Как и не все священники идеальны (мягко говоря, немногие). Но разные фильмы всё-таки позволяют взглянуть на феномен в разных точек зрения.
***
Далее будет краткий обзор всего того, что я уже посмотрела. Таких фильмов оказалось значительно больше, чем я ожидала, так что это работа на несколько постингов. Также поиск по разным ключевым словам на Кинопоиске показал, что фильмов про священников и монахов огромное количество. В комментарии приведу список, который уже нашла.
Если в моём списке чего-то нет, то советуйте в комментариях, т.к. часто фильмы с такими персонажами не несут в названии слов "священник", "пастор", "монах", "храм", "церковь" и т.п.
***
Изгоняющий дьявола (1973)
Это фильм ужасов, в котором два священника участвуют в экзорцизме на редкость злобного духа, вселившегося в ребёнка. Фильм ценен той войной, которая разворачивается в душах священников, и магическим арсеналом, который они выдвигают против злого духа. Там, конечно, в основном молитвы и святая вода, но даже такая малость может стать философским камнем, если владеть магией. Если представить конкретный случай одержимости как трудную магическую проблему для мага или энергетическую проблему для целителя, то тут можно вдохновиться упорством священников, которые шли до конца, а не отбрехивались, мол, это вне моей компетенции. Всякий настоящий целитель и тот маг, что выбрал служение людям, должен брать с них пример.
***
Изгоняющий дьявола. Начало (2004)
Это история о потерявшем веру священнике Меррине, приехавшем в Ирак на археологические раскопки. Там раскопали древний храм сатаны, пробудился какой-то демон, и Меррин храбро вступает с ним в борьбу при помощи той же молитвы и креста. Эдакий герой, спасающий мир от катастрофы. Даже странно, что действие происходит не в Нью-Йорке. Фильм ничем особо не примечательный. Эволюция характера показана неважно. Его в Европе жизнь проводит через тяжёлые испытания, и он отказывается от веры, как-будто жизнь должна быть лёгкой и беззаботной. А в Ираке у него выбора особого не остаётся, как сразиться с пробудившимся сатаной. То есть не сам он возвращается к богу, а будучи поставленным в такие условия, в которых он либо умрёт и с ним умрёт весь мир, либо снова вернётся в свою веру и сделает всё, что в его силах для борьбы со злом. На мой взгляд, это довольно однобокий путь, в котором человек прогибается под внешнее, а не добровольно меняет себя в ситуации, когда у него есть выбор.
***
Реквием (2006) и Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
Пара фильмов, основанные на реальной истории одержимой девушки Аннелизе Михель, которой священник так и не смог помочь, и она скончалась от истощения, доведённая своими демонами до отказа от пищи. Несмотря на то, что в фильмах ставится акцент именно на девушке и зрелищности её приступов, а не на её священнике, тем не менее, это отличный пример неудачного магического ритуала. Интересно, что в реальности священник работал с Аннелизе на протяжении долгих месяцев - это десятки ритуалов экзорцизма. Однако духовная немощь священника не позволила ему быть сильнее демонов Аннелизе (которые подпитывались её семьёй, домом и фантазиями) или хотя бы увезти её из дома в монастырь, где ритуалы были бы более эффективными.
***
Мать Иоанна от ангелов (1961)
Тоже фильм об одержимости. Ксендз приезжает в отдалённый женский монастырь разбираться в случае групповой одержимости. У монашек там очевидно кризис веры и недостаток религиозного прилежания. Не те люди попали в монастырь. Эти девушки должны не по религиозной части проходить, а блистать в обществе и жить нормальной жизнью. Фильм интересен феноменом передачи групповой истерии, заражения мыслеформой. В конце ксендз также становится жертвой того же самого недуга. Все его духовные метания во время расследования - типа, что есть бог, что есть дьявол и в чём вообще смысл жизни, - показывают, что он - маг пока немощный и для надзора за монашками, духовного консультирования и экзорцизмов не годится.
***
Дьяволы (1971)
Вариация на тему предыдущего фильма, о групповой истерии в женском монастыре. Вообще эти 2 фильма построены на реальных событиях во французском городке Лудэне во времена Ришелье. Одна из монашек влюбляется в распутного священника, но он ей отказывает во взаимности. Чтобы обелить себя и свою неадекватность из-за бурлящих гормонов, она его оговаривает перед другими священниками, - мол, он является ей во снах инкубом и всякое с ней делает, творит чёрные мессы, состоит в пакте дьяволом и т.п. Параллельно она демонстрирует зрелищные приступы одержимости разными библейскими демонами. С ней за компанию впадают в истерию и другие монашки, т.к. внимания хочется всем. Но им быстро это надоедает, т.к. внимание всё равно на ней, и они поддаются экзорцизмам, а её не затмит никто, да и уже назад отступать поздно. Ришелье решает воспользоваться случаем, чтобы сжечь этого священника, который до всей этой истории выступал в политической оппозиции текущей власти. Полезного с магической т.з. тут нет ничего. Религия как магическая система себя изжила полностью. Со стороны высших церковных чинов - только борьба за власть и влияние. Со стороны монашек - неуравновешенная психика из-за содержания в монастыре с кучей ограничений без нормальной программы личностного развития.
(продолжение следует)
http://napoli.livejournal.com/483793.html