История «Хищника» началась с популярной шутки. После того как в четвертом «Рокки» заглавный герой расправился с русским боксером, в Голливуде стали говорить, что персонажу Сталлоне на Земле больше не с кем драться. А потому пятая серия должна рассказывать о матче с пришельцем. Все, кто слышал этот прикол, ухмылялись и тут же о нем забывали. Однако начинающие сценаристы, братья Джон и Джим Томасы, решили, что в шутке о «Рокки V» лишь доля шутки. В самом деле, что смешного в идее столкнуть земного чемпиона с инопланетным монстром? И почему это плохая идея для фильма? Если убрать из сюжета Рокки и заменить его выдающимся спецназовцем, а боксера-пришельца – инопланетным охотником на разумную дичь, то получится достойный фантастический боевик. Быстро написав сценарий, изначально названный «Охотник», Томасы продали его студии Fox, и та привлекла к проекту продюсера Джоэля Сильвера, только что завершившего работу над «Коммандос». В свою очередь, Сильвер нанял никому не известного режиссера Джона Мактирнана (он тогда еще не закончил свой дебютный фильм «Коченики» – мистический хоррор с Пирсом Броснаном в главной роли) и звезду «Коммандос» Арнольда Шварценеггера. Шварц тогда был, фактически, на пике карьеры. Уже вышел «Терминатор», Джеймс Кэмерон готовил сиквел. Впереди была свадьба с Марией Шрайвер. На месте Железного Арни многие актеры уцепились бы за сценарий, в котором всего два ключевых персонажа – человек и монстр. Однако, Шварценеггер здраво оценивал свой актерский талант. Он понимал, что не вытащит целый фильм, в котором он в большинстве кадров один на экране (поскольку монстр нападает исподтишка). Поэтому Арнольд предложил, чтобы картина начиналась как военный боевик – отряд коммандос отправляется на рискованное, но «обычное» задание. Дальше герои попадают в ловушку, один за другим расстаются с жизнью… И персонажу Арнольда приходится тащить на себе лишь заключительные, кульминационные сцены. Зрители же получают массу возможностей оценить, на что способен монстр в сражениях с более слабыми противниками. Идея Шварценеггера продюсерам понравилась, и сценарий оброс целой толпой колоритных персонажей, воплощенных, в частности, Карлом Уэзерсом из «Рокки», профессиональным рестлером Джесси Вентурой (для него «Хищник» стал кинодебютом), Биллом Дьюком из «Коммандос» и Сонни Лэндемом из «48 часов». Сценарист Шейн Блэк, незадолго до этого продавший Сильверу текст «Смертельного оружия», играл радиста Хокинса, а заодно приглядывал за Мактирнаном, поскольку продюсер не до конца доверял режиссеру, сделавшему до «Хищника» всего один фильм. Когда «Хищник» еще был «Охотником», предполагалось, что столкновение главных героев будет войной мускулистого спецназовца против «ниндзя» – ловкого и гибкого мастера инопланетных боевых искусств. Эта схема не была пересмотрена после сценарных правок, и на роль Хищника пригласили Жан-Клода ван Дамма, еще не ставшего звездой, но уже обретшего известность после появления в «Не отступать, не сдаваться». Однако сразу после начала съемок стало ясно, что бельгийский каратист ростом 175 см не кажется пугающим монстром на фоне положительных героев, которые почти что все были заметно выше ван Дамма. Костюм чудовища не мог скрыть эту разницу в росте. К тому же он постоянно мешал будущей звезде «Кровавого спорта» проявить свои каратистские таланты. Поэтому ван Дамма уволили, а на его место взяли Кевина Питера Холла, бывшего баскетболиста ростом 220 см. Холл сыграл в «Хищнике» после завершения «Гарри и Хендерсонов», где он изображал йети. В наши дни на экране можно показать любое чудище, и вполне возможно, что Хищник выглядел бы совсем иначе, если бы в распоряжении Мактирнана была компьютерная графика. Но на дворе стояла середина 1980-х, и режиссеру пришлось отказаться от своих гротескных идей в пользу придуманного мастером спецэффектов Стэном Уинстоном «практичного» человекоподобного гиганта с жукообразной мордой и огромными жвалами. С более сложными костюмами было слишком трудно работать в мексиканских лесах, где картина снималась.
Результатом усилий всех этих людей стала картина, которая вот уже почти 30 лет регулярно входит в различные рейтинги и топы боевиков. Это простой и бескомпромиссный экшн, смотрящийся на одном дыхании и легко выдерживающий пересмотры. Здесь нет семейных соплей, в духе: «Я обещал своей жене вернуться домой» или унылых патриотических увещеваний «Ты делаешь это ради родины, сынок». Нет, здесь просто крутые мужики рубятся по взрослому и идут до конца. Честно говоря, Я не помню в который раз сегодня смотрел «Хищника». И, зная все сюжетные повороты, горячо переживал за героев. Это, как мне кажется, и демонстрирует истинное мастерство создателей.
Автор благодарит сообщество spbblog, компанию ИНОЕКИНО и sunsinta за возможность увидеть это культовое кино на большом экране.
http://gold-lion.livejournal.com/26986.html