Жанна Д'Арк
(Jeanne d'Arc, 1999)
"Тихо шифером шурша,
Крыша едет не спеша."
Фольклор.
В свое время попытка Люка Бессона столкнуться на одном киноисторическом поле с Мелом Гибсоном и его "Храбрым сердцем" потерпела коммерческое фиаско, и в этой битве чумазые шотландские горцы вчистую разгромили благородных французов Карла VII. И пусть в техническом плане "Жанна Д'Арк" снята примерно на том же высококачественном уровне, что и эпический шедевр Гибсона, а кое в чем даже его превосходит, одно лишь это не сделало ее привлекательной для массового зрителя. Причина ее провала крылась в самом корне - ошибочном выборе главного героя... вернее, героини. Что надо массовому зрителю в первую очередь? Правильно: душещипательная история про трагическую любовь, неотвратимую месть, душевные страдания и бескорыстную дружбу. Именно то, чему попросту неоткуда взяться в истории про шизофреническую религиозную фанатичку, которая на протяжении двух с половиной часов экранного времени бьется в истериках, пытаясь удержать постоянно съезжающую крышу, и гоняет у себя в голове стада гусей зеленых чертей легионы демонов. Зритель шел на "Жанну Д'Арк" в надежде увидеть очередную суровую трубадурно-рыцарскую балладу, а ему тыкали в нос ни много ни мало жесткой философской драмой и откровенно несимпатичной (в психологическом плане) неврастеничкой-героиней. Само собой, после такого сюрприза зритель высмаркивал из разбитого носа кровавые сопли, грязно ругался и в итоге очень жестоко наказал Люка Бессона рублем, отвадив от кинотеатров других зрителей.
Тем не менее, кто бы что ни говорил, а в моем личном рейтинге этот фильм стоит в одном ряду с "Храбрым сердем" и вышедшими позже "Гладиатором" и "Царством небесным". Более того, я считаю его единственно правильной, логичной и правдивой экранизацией истории Орлеанской Девы, поскольку Бессон - единственный из всех обращавшихся к этой теме режиссеров, который глянул в самую суть данной героини. И подал нам ее начисто облупленную, безо всякого кинопопсового гламура и прочей возвышенно-благородной херни, которую навешивали на нее другие экранизаторы. Какие возвышенность и благородство, о чем вы? Тупая крестьянская девка, которой с детства полностью отшибли религией мозги, и у которой развилась натуральная религиозно-англофильская шизофрения после того, как у нее на глазах англичане убили ее сестру (не знаю, насколько правдива эта деталь, но это и неважно - в то смутное, кровавое время у французских крестьян хватало веских причин, чтобы съехать с катушек и яро возненавидеть англичан). Неудивительно, что эта неугомонная взбалмошная особа смогла завоевать нехилую популярность - дремучий, суеверный народ всегда любил визгливых пророков и блаженных. Чем и воспользовались французские власти, напялив на "народную кумиршу" доспехи и отправив ее с ее проповедями воодушевлять простых солдат. Получилось! На волне этого воодушевления был достигнут ряд военных побед, но когда настала пора дипломатических переговоров, то бешеная истеричка с ее единственной стратегией "мочить англичан в сортирах" стала сразу для всех серьезной помехой. Которую и устранили руками церкви и тех же англичан, дабы не замарать свои... Вот и все, и никакой мистики с возвышенными чувствами. Именно такую максимально приближенную к жизни, грязную и неромантическую историю и рассказывает нам маэстро Бессон. За что в итоге и пострадал - за правду, только правду и ничего кроме правды.
Лучшей частью фильма является, бесспорно, его середина - тут Бессон отрывается по полной, показывая Столетнюю войну в своем неподражаемом брутально-ироничном стиле. Но и "философские" начало и конец с глюками Жанны тоже весьма и весьма хороши, хотя именно они и подпортили этому фильму кассу. И, разумеется, нельзя не упомянуть о превосходной музыке Эрика Серра, которая прекрасно ложиться на видеоряд этих "глюков", превращая простые кинокадры в настоящие сюрреалистические полотна.
Актеры... Их тут слишком много и все они слишком хороши, чтобы рассказать о них в одном абзаце. Помимо тех, что заявлены на постере, тут собрана также, пожалуй, вся "кинорвань" тогдашнего (1999 г) Парижа, исключая разве что Жана Рено и Жерара Депардье. 24-летняя на тот момент Мила Йовович тоже просто в ударе - отыграть на голых нервах такое количество времени - это фактически равносильно подвигу. Говорят, что после съемок в "Жанне Д'Арк" ей даже пришлось лечиться у психиатра, хотя в официальных источниках я такую информацию не встречал.
В общем, если вы заранее настроитесь на нужный "мрачно-философский" лад и приготовитесь к тому, что в этом фильме вас не будут ублажать средневеково-роматическими сказками, то "Жанна Д'Арк" вам, несомненно, понравится. Это - особый фильм с особой, лишенной всяческой лирики, нервозной атмосферой, к восприятию которой лучше быть заранее готовым. Зрителям же, которые ждут от "Жанны Д'Арк" ощущений, аналогичных тем, которые они испытывали при просмотре "Храброго сердца" и "Гладиатора", лучше все же это кино не трогать. Потому что Люк Бессон - это не Ридли Скотт, и вместо того, чтобы услаждать ваше зрение и слух, он предпочитает хорошенько потрепать ваши нервы и потоптаться на ваших религиозных чувствах. Но - с неизменной для него французской галантностью - чего-чего, а этого у него не отнять.
http://roman-glushkov.livejournal.com/143734.html