Этим фильмом великий Джон Хьюстон завершил свою карьеру. Он много лет мечтал экранизировать любимую новеллу Джойса, и в 1987 году добился этого. «Мёртвые» ( The Dead) — повесть Джеймса Джойса, завершающая сборник «Дублинцы». Она является настоящим шедевром английской новеллистики XX века, полная щемящей тоски перед лицом самой главной и самой безжалостной человеческой темы – смерти. Классик наделил Габриела Конроя (главного героя) многими своими чертами, а прототипом Греты Конрой — жены Габриела, послужила жена Джойса Нора Барнакль. Интересно, что позднее часть героев повести станут участниками другого великого романа Джойса «Улисс», но я отвлеклась…
Первые дни 1904 года. Престарелые сестры озабоченно встречают гостей, съезжающихся на традиционный рождественский ужин в их дублинском особняке. Среди гостей племянник Джулии и Кэт Моркан — журналист Габриел Конрой с женой Гретой. Ужин, растянувшийся почти на все 83 минуты. Фильм начинается с прибытия первых гостей, заканчивается отъездом последних.
Это очень элегантное, неторопливое кино, заполненное фамильным серебром, немного застенчивым музицированием, дотошным описанием событий одного единственного вечера. Рамочки на стенах, убранство комодов, неспешные разговоры, жаренный гусь и торжественный пудинг. Хьюстон позволяет тебе заглянуть в каждую тарелку, отследить каждый поворот головы. Здесь важная каждая деталь, будь то случайно дрогнувшая рука, или секундный блеск в глазах, беглое воспоминание, разговоры о суровой зиме и снеге, укрывающим всё это.
Над всем этим царит музыка, а кульминация будет оттеснена почти под занавес, когда в конце вечера Габриел видит в полумраке на лестнице Грету: она слушает старинную ирландскую песню, доносящуюся из зала. Как красива Анжелика Хьюстон в этот момент! Как нежна, как подлинно загадочна! Конрой заново очарован, лишь одно тревожит его – поведение жены тревожит его, между ними явно встала тайна.
Да, Хьюстону помогали дети. Анжелика снялась в главной роли, а сценарий отцу написал Тони Хьюстон. Никогда не видела более бережной экранизации. Фильму удалось сохранить не только атмосферу текста, но и его стиль, интонацию, сам настрой. На сегодняшний день – это лучшая экранизация не только Джойса, но в просто лучшая экранизация.
Фильм есть в сети с русскими субтитрами. Мне осталось добавить, что все актеры фильма – ирландцы. Приятно было встретить Донала МакКанна, Донала Доннелли, Мари Кин, очень очень молодого Колма Мини, всегда прекрасного Брендана Диллона.
Смело рекомендую тем, кто любит старое, доброе, неторопливое кино. Многозначительные паузы, долгие и легкие диалоги, элегантность костюмных драм, Ирландию и классику.
Легкие удары по стеклу заставили его взглянуть на окно. Снова пошел снег. Он сонно следил, как хлопья снега, серебряные и темные, косо летели в свете от фонаря. Настало время и ему начать свой путь к закату. Да, газеты были правы: снег шел по всей Ирландии. (с)
http://bamssi.livejournal.com/1101379.html