Вышел третий и последний на сегодняшний день сезон экранизаций детективов Роберта Гэлбрейта/Джоан Ролинг, и я, конечно же, не утерпела.
В целом оценить хочется положительно, актеры очень старались, художники, гримеры, декораторы тоже на высоте, режиссура - ну, нормальный сериальный уровень, ни шатко ни валко. К сожалению, при всех моих восторгах по-настоящему крутым его не назовешь - увы, очень, очень маленькое количество экранного времени (и бюджет) не идут сериалу на пользу. Впрочем, при довольно скромной рекламной кампании сериал показал очень неплохие рейтинги, его уже продлили на будущий сезон, и в сети есть осторожные предположения, что денег и экранного времени дадут побольше.
Пока же я довольна, что съемочная команда и актерский состав (на усилия которого приходится львиная доля очарования сериала) сделали максимум возможностей в стесненных обстоятельствах.
Но вообще-то я хочу поговорить о любви тем более, что именно третий роман начинает выстраивать между двумя главными героями - Страйком и Робин - нечто очень затейливое и пока весьма неопределенное, но явно имеющее к ней отношение.
Любовь - одна из важных, я бы даже сказала - магистральных тем в творчестве Ролинг. И во всех трех книгах о Корморане Страйке присутствуют разные ее виды. Самый первый, с которым мы сталкиваемся - это любовь-зависимость, любовь-болезнь. Таковы были долгие и очень сильные чувства Страйка к бывшей невесте Шарлотте, которые он постфактум оценивает как "вирусную инфекцию". Ответная любовь Шарлотты - это любовь-использование, любовь-поглощение, наиболее ярко описанная Льюисом в его "Письмах Баламута", где старый бес пишет племяннику, что так его любит, что хочет сожрать и переварить. Любовь Страйка к тете с дядей и сестре - это любовь-привычка, во многом основанная на прошлом, но мало связанная с настоящим. Любовь Робин к Мэтью - это любовь-лекарство, любовь-прибежище, не случайно она так крепко за него держится, не позволяя себе ни малейших сомнений, несмотря на то, что Мэтью вовсе не идеальный кандидат в мужья на всю жизнь. А вот любовь Мэтью к Робин как раз несет в себе мотив подавления и превосходства, он отчасти любит ее за то, что может самоутверждаться за счет более умной и талантливой чем он, женщины, перевоспитыать ее и подгонять под себя, пользуясь тем, что она крепко к нему привязана и не мыслит (пока) никакого другого мужчины в своей жизни, кроме него. В общем, не роман, а сад со множеством цветов.
И самый интересный цветок - это то, что между Страйком и Робин. Нет, это не любовь. И не факт, что это она и будет - слишком чувствительная у обоих совесть, слишком развито чувство долга, слишком много внутренних тормозов и барьеров. Но кто сказал, что нельзя все это преодолеть? Совершенно точно можно сказать, что они друзья - а разве дружба, это не вид любви? Вот исходя из этого я и буду рассуждать. С чего, собственно, начинаются их отношения? С взаимного уважения, и именно его они неизменно сохраняют друг ко другу, сближаясь или отдаляясь. Говоря языком поп-психологии, они признают друг в друге субъектность, отдельность, непохожесть и не пытаются друг друга переделывать. Робин может раздражать чувство юмора Страйка, его пристрастие к пиву в первой половине дня, грубоватый армейский юмор, предубеждения, старомодность - но она не пытается превратить его в продвинутого лондонца либеральных взглядов, понимая, что он такой, какой есть, и почему. Страйк может злиться на ее упрямство, стремление стоять на своем там, где не надо, попытки мягкого продавливания границ, на ее неизменную привязанность к мудаку-жениху, но опять-таки - он не стремится перевоспитать Робин (хотя, учитывая их разницу в возрасте, профессиональном и жизненном опыте, менее щепетильный человек бы попытался). И именно эта субъектность и создает то ощущение комфорта и удовольствия от взаимного общения, которое очень ярко проявляется в эпизоде. где они вдвоем едут на север, и оба чувствуют, что какие-то границы и барьеры между ними начали становиться тоньше и прозрачнее.
Одним из маркеров этого сближения и взаимопроникновение в область личного (которое они до этого держали при себе) становится пока еще неосознанная, но взаимная ревность, причем, если со стороны Страйка - более опытного и более честного с самим собой, личностное и мужское в это чувстве перемешаны примерно в равных долях, то Робин каждый раз, когда упоминание об Элин (текущей любовнице Страйка) вызывает у нее вспышку неприязни, списывает это на что угодно, кроме собственно причины.
В общем, непонятно пока, куда это выведет автор, но наблюдать - одно удовольствие.
https://morskoy-anemon.livejournal.com/700797.html