В ходе очередной кинорулетки, на сей раз по чехословацкой «новой волне» достался мне этот фильм чешской женщины-режиссёра-классика Веры Хитиловой («Маргаритки», «Мы едим плоды деревьев райских», а школьники 80-х могут помнить шедший тогда в наших кинотеатрах ее фильм «Турбаза «Волчья»).
Уж достался так достался… Малоизвестный ранний фильм (первая полнометражная работа) мало лично мне известной женщины-режиссёра (а то, что из ее творчества известно, скажем так, вызывает вопросы), который даже в чешской википедии отдельной статьи не удостоен. Но ничего не поделаешь, взялся за гуж – полезай в кузов, будем смотреть.
Итак, что мы видим? Чёрно-белая, явно малобюджетная картина, снятая в характерной для начала 60-х тональности ненапряжного разговора «за жизнь» под лёгкие джазовые трели за кадром, типа какого-нибудь английского «Вкуса мёда» или «В субботу вечером, в воскресение утром» (там это кажется называлось «реализмом кухонной раковины»). С сюжетом из двух параллельных, не пересекающихся линий с двумя женщинами-героинями раннебальзаковского возраста. Одна – тогдашняя чехословацкая спортивная звезда, чемпионка пары олимпиад, пары чемпионатов мира и множества первенств поменьше по спортивной гимнастике Эва Босакова в роли самой себя, на пике спортивной карьеры, но уже не совсем на пике спортивной формы, в процессе подготовки к последнему своему чемпионату. Другая – некая Вера, непримечательная особа, ведущая с таким же неинтересным мужем и непослушным сыном неинтересную жизнь домохозяйки в основательно запущенной квартирке в Праге. Одна показана постоянно тренирующейся в спортзале – причем если не знать о ее регалиях (а откуда бы мне, как сегодняшнему зрителю, о них знать?), создается впечатление, что перед нами начинающая (и поздно начинающая) спортсменка-любительница: ей то и дело что-то не удаётся, то и дело она чего-то боится, капризничает, в одной сцене даже по щам от тренера получает – в общем, ощущение, что птица невысокого полёта (при этом однако, режиссёрша явно любуется и заставляет любоваться зрителя ее физической формой и статями – широкими бёдрами и прочими… хм, признаками фертильности в облегающем гимнастическом трико).
Вера, как уже говорил, ведет скушную жизнь неработающей домохозяйки лоуэр-лоуэр--миддл-класса соцстраны, страдая от множества бытовых проблем, нехватки денег, вынося мозг супругу и плохо справляясь с непослушным сыном. И с немудрящими обывательскими радостями вроде посиделок за вином и картами с приятелями мужа и их жёнами, семейных прогулок в парках и на прочих пленэрах и романа со случайно подвернувшимся блондинистым парнем в кожаной куртке, довольно жалкого, с прятанием от мужа и вынесением мозга уже новому кавалеру.
Кульминация фильма и самая яркая его часть – соревнования, на которые выходит Эва. Вот она понуро ходит в кургузой олимпийке в кулисах, вот ее вызывают – и она, сняв ее вылетает на арену (или как там этот пятачок у гимнастов называется?) и выдаёт роскошный спортивный балет, летая с одного снаряда на другой, выписывая на каждом немыслимые пируэты, мышцы ее выделяются через тонкое трико, отчего порой она кажется вовсе голой, являя собой внушительный образ какой-то античной богини, какой-нибудь Артемиды Эфесской… В общем, за серыми спортивными буднями их результат – яркое спортивное выступление и победа.
Эта сцена перемежается сценой довольно безобразного семейного скандала в семействе Веры. Нет, не супруг узнал о ее похождениях в его отсутствие – он сам на работе сошелся с какой-то «Мартой» и теперь огорошил супругу сообщением, что уходит к ней. За чем с ее стороны следует довольно неприятная карикатурная истерика на предмет «Как ты можешь, скотина?!», с заламыванием рук, потрясанием совместно нажитым ребёнком и прочими жестоко-мелодраматическими аксессуарами. И своего Вера, кажется добивается, поскольку далее идёт сцена очередной их весёлой семейной прогулки на пленере – победа, видимо на ее маленьком личном фронте не менее значимая.
Хитилову, как и эту самую чешскую «новую волну» у нас принято воспринимать во многом в контексте будущей «Пражской весны». Но до таковой в 1963-м, когда снимался сабж, было еще как до Луны пешком. И производит он больше впечатление чего-то соцреалистического. Во всяком случае тут явно характерное для этого направление противопоставление «большого мира», мира, где возможна социальная активность, социальная самореализация, неприятному «маленькому миру» затхлого, скушного и бесперспективного мещанства. Как «Клоп» Маяковского. Или «Обломок империи» Эрмлера. Только без должной артикуляции, и прямо скажем, скучновато. Возможно такая моя трактовка фильма слишком лапидарная – ко вот так я его увидел, чем богаты…
З.Ы. Ну и в качестве небольшого оффтопа: сохожий по стилистике и культурно-историческим признакам восточногерманский фильм "Кролик - это я" ("Das Kaninchen bin ich") Курта Мётцига – тоже о превратностях женской доли в условиях восточноевропейского реального социализма, но показавшийся более драматичным и проработанным.
http://dfs-76.livejournal.com/118594.html