Рис. 1. На этом изображении "кинокефалы" напоминают свиней...
Кинокефалы - кто они?
Геродот, древнегреческий историк, автор исторического трактата — «Истории», неоднократно путешествовавший по Северной Африке, описывая Карфаген в районе залива Габес и озера Шотт-Джерид, заметил: «Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, медянки, рогатые ослы, собакоголовые люди». Т. о., Геродот видел людей с необычными лицами, погоняющих рогатых ослов...
Ктесий Книдский, древнегреческий историк, проживавший ещё до н. э. в Персии, простирающейся вплоть до Индостана, описывал кинокефалов как один из народов южной Индии, численность которого определил в 120000. Плиний (Гай Плиний Секунд) в «Естественной истории» упоминает кинокефалов юга Индии: «В многочисленных горах там, обитает народ, имеющий собачьи головы, они одеваются в шкуры диких зверей. Вместо речи они лают; вооружены длинными когтями и живут охотой на лесных зверей и ловлей птиц небесных».
О собакоголовых людях пишут и почтенные христианские авторы. Так, например, Аврелиан Августин в работе «О граде Божием» вопрошает: «А что сказать о кинокефалах, собачья голова которых и лай скорее выдают их за животных, чем за людей?» Св. Августин, выходит, не сомневался, что псеглавцы существуют. Сведения о собакоголовых существах оставили многие европейские путешественники на Восток. Так, Журден Северак и Одорико Порденоне отмечают: «Живут тут идолопоклонники, нехристи, и они словно дикие звери по причине своего безверия и жестокости. Следует упомянуть в нашей книге об одних людях: знайте, по истинной правде, у всех здешних жителей и головы, и зубы, и глаза собачьи; у всех у них головы, как у большой собаки».
Путешественник Марко Поло (Марей из Польши) оставил после себя книгу, бесценный источник по географии, этнографии и истории того времени, в котором не забывает сообщить нам: «И есть много островов, на которых обитают люди с песьими головами». Где эти острова располагаются, он не уточнил.
В 1252 - 1253 годах фламандец Биллом Рейсбрук, более известный под именем Гийома Рубрука, по поручению римского папы отправился с дипломатической миссией в ставку "монгольского хана". В граде, что он назвал Каракорумом, он, в частности, весьма интересовался людьми с песьими головами, в существование которых жители средневековой Западной Европы свято веровали, так как на существовании этих чудовищ настаивали такие всеми почитаемые и крайне уважаемые лица как, например, видный латинянин Гай Юлий Солин в своей работе «Collectanea rerum memorabilium» (III ст. н. э.). Свое описание северных, неведомых ранее земель сей монах-путешественник завершил словами: «Я пытался разузнать о чудовищных людях, о которых поведал Солин. Татары говорили, что никогда не видели ничего подобного. Поэтому, именно поэтому мы очень сомневаемся, что они говорили нам правду».
Рубрук сетовал: «Как это так, авторитетные люди настаивают на существовании людей с собачьими головами, а монголы (русские - автор) хитрят, изворачиваются, не желают раскрыть истину. О, злое коварство варваров!» Рубрук, видимо, обиделся...
В Западной Европе да и во всём мире существует множество изобразительных источников, подтверждающих, казалось бы, существование кинокефалов - нежити с собачьими головами (см. рис. 1-4)...
Рис. 2. Справа кинокефал показывает язык средневековым персам (16 в.), слева индусы осаждают цитадель псеглавцев. Кстати, магометане не вправе изображать людей.
...Во времена правления римского императора Деция, в 248 году, человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος) был взят в плен во время боя в северной Африке в местности Мармарика, располагающейся западнее дельты Нила. Позже он без взысканий от начальства служил в Numerus Marmaritarum , римской когорте Cohors III Valeria Marmaritarum , в подразделении мармаритов, где в основном служили берберы. На каком языке разговаривали берберы в те времена, сейчас никто не помнит. Был этот легионер кинокефалом (собакоголовым), как, впрочем, и все его сородичи... Ещё до крещения Репрев уверовал во Христа. После просвещения он получил имя Христофор и обратил в христианскую веру множество сородичей ( см. рис. 5). Есть несколько версий, по одной из которой его именем до крещения было Офферо, и он родился в Ханаане. Ханааном семиты называли земли славян. Итак, кинокефалы могли жить не только в Африке, но и в Азии.
А на карте Генриха Майнцского (XV-XVI в.) написано: "Репейские горы - граница Азии и Европы; река Танаис (Дон - автор). Здесь живут мерзкия люди Грифона, нечестивыя кинокефалы". На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: „Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их — собачий лай“. На карте мира, просвещённого французского картографа Пьера Деселье (Дьепская картографическая школа, 16 в. н. э.) на северо-востоке „Московии“ в области „Colmogora“ помещена миниатюра русского охотника-промысловика (или эсхатологического бойца Гога и Магога, одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружье, но вместо лица по-прежнему пёсья морда с почему-то переломанным носом. Мы встречаем одного из кинокефалов - Полкана - в числе «сильных богатырей», вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите кагана Владимира. Т. о., свита русских монархов имела соответствующее облачение... Видимо, жителям Ливонии русские представлялись некими чудовищами, а разубедить их не представлялось возможным. Думаете, надо было оправдываться?..
Рис. 3. "Кинокефалы" удивляются...
Рис. 4. На картине надпись: "Le Cinocefale". Кинокефал, как видите, что-то ест.
Рис. 5. Святой "кинокефал".
Ещё одно изображение кинокефала в малиновых штанах - http://www.eaudrey.com/myth/cynocep hali.htm Он распростер руки.
В сети изображений кинокефалов - без счета...
Быть может, кинокефалы мыслились первоначально как "псы Господни"? В подтверждении этой версии здесь размещено фото одной фрески:
Андреа да Фиренце.
Св. Доминик спорит с еретиками (видимо, арианами).
Фреска. Флоренция, начало XIII века.
Перечисляя свои аргументы, святой загибает по-русски пальцы (ариане так не умеют); в нижней части показано, как собаки спасают овец Господнего стада от волков (domini canes — «псы Господни»).
"Domini canes"
Кинокефалы на тимпане аббатства Сен-Мадлен в Везеле (Франция), XIII в. Это часть большой композиции, где доминирует фигура Христа. Тимпан - колокол у латинян.
Кинокефалы заняты не своим делом... Они обычно пашут, сеют и воюют.
Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. Македония.
http://koparev.livejournal.com/266066.html