Оригинал взят у в Кинопрогулка с «Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном» или где снимали любимый фильм. Часть 7
В первой и второй частях была фотоэкскурсия по местам съёмок первых фильма «Знакомство» и «Кровавая надпись». В третьей части – «Король шантажа». В четвёртой части - «Смертельная схватка». В пятой части - «Охота на тигра». В шестой части - «Собака Баскервилей». Сегодня мы пройдёмся по местам съёмок фильма «Сокровища Агры»
Холмс и Ватсон едут на встречу с мисс Морстен
Ленинград, Пушкинская ул., д. 9
Уже знакомый нам по «Охоте на тигра» Кавендиш-сквер, на этот раз утопающий в летней зелени. В кадре засветился номер дома «9». Увы, эти деревья не сохранились, поэтому и летом и осенью вид выглядит одинаково.
Театр «Лицеум»
Ленинград, Соляной пер., д. 11, Мухинское художественное училище
Центральное училище технического рисования барона Штиглица основано в Петербурге на средства мецената А.Л. Штиглица, открыто в 1879 г. вместе с Начальной школой рисования, черчения и лепки.
В 1922 г. влилось в Петроградский Высший художественно-технический институт. В 1945 году воссоздано как Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Архитектор М.Е. Месмахер, построивший здание училища, стал впоследствии первым директором нового учебного заведения.
Одна из традиций, с которыми знакомятся абитуриенты ещё задолго до вступительных экзаменов, связана с фонарями, стоящими в Соляном переулке перед входом в музей. Два фонаря украшены фигурами ангелочков, которым перед началом экзаменов абитуриенты несут цветы. Считается, что они приносят удачу на экзаменах. В начале XXI века фонари были изъяты для реставрации, но весной 2006 года появились вновь. Вот только поставили их «неправильно» – с поворотом на 180 градусов. Вы сами можете заметить это на снимках.
К сожалению, в начале XXI века были уничтожены газоны и старые деревья вдоль фасада здания. В настоящее время Соляной переулок является пешеходным, однако это означает лишь отсутствие сквозного проезда ценой огромного количества припаркованных машин.
Дом Таддеуша Шолто
Ленинград, ул. Красного Курсанта, д. 34 А
В начале 1910-х годов по проекту С. Кричинского здесь были возведены новые трехэтажные казармы в стиле модерн для Отдельного пограничного корпуса, образованного в 1893 г. в составе Министерства финансов для борьбы с контрабандой.
На верхнем этаже красно-жёлтого здания слева от дома Шолто в 1915 г., в присутствии министра П. Л. Барка, была освящена домовая церковь. В мрачноватом здании справа, как говорят, была тюрьма. В 1918 г. Корпус был переведён в Москву.
Сейчас здесь жилой дом
Дом Бартоломью Шолто «Пондишери-Лодж»
Ленинград, Каменный остров, наб. р. Крестовки, д. 12, «Особняк М. Э. Клейнмихель»
Особняк находится на берегу речки Крестовки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Первоначально, с 1836 г., здесь была дача Женьеса (руководителя и актёра французской труппы Летнего театра, расположенного рядом), арх. А. Штакеншнейдер. Последующие владельцы дачи не раз перестраивали и достраивали её. Только в 1893 г. уже имеющуюся дачу и право аренды земельного участка сроком на 90 лет (т. е. до года съёмки Фильма) приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель.
В 1904 г. арх. К. Прейс перестроил дом, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. Три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли, дочь владельца цирка, для которой Ф. фон Постельс в 1909 г. выстроил из дерева двухэтажный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. Вход в него вёл через парадный вестибюль дачи Клейнмихель. Стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной ещё одной перестройки дачи графини, на этот раз в неоготическом стиле. Работы проводились в 1911–1912 гг. по проекту К. Мейбома.
Стоит сказать о гербе, который можно видеть над входом в дом. В возрасте 26 лет Мария Эдуардовна вышла замуж за полковника Преображенского полка Н.П. Клейнмихеля, который через пять лет скончался. Его отец — граф, генерал-адъютант П.А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 г., получил по именному указу Николая I право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний.
С начала Первой мировой войны в особняке был госпиталь, который графиня сама организовала, и сама же его финансировала. В 1918 г., перед тем как навсегда покинуть Россию, графиня закрыла ставни, заперла все двери и вывесила над входом собственноручно написанное объявление: «Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Мистификация остроумной графини помогла ей упаковать ценные вещи и без лишних хлопот выехать из страны.
В 1918 г. дача была национализирована и передана Объединённому клубу домов отдыха для рабочих на Каменном острове. В 1920 г. здесь побывал Ленин, и это спасло дачу от неминуемого разрушения, так как её включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории. Однако, произошло это лишь более полувека спустя, и к моменту съёмок Фильма памятник сильно обветшал. В 1986–1989 гг. на даче велись ремонтные работы, после которых особняк Клейнмихель стал зелёным, а дом Чинизелли был просто уничтожен. В 1990 г. здание передали Балтийскому речному пароходству для организации в нём базы отдыха.
Дом чучельника Шермана
Ленинград, Каменный остров, Боковая аллея, д. 11
Одно из строений дачи обувного торговца Петра Гозе, арх. В. Шене (по другим сведениям – Н. Прянишников). Около 1904-1905 г. Примыкал к участку Гаусвальд (Ирэн Адлер)
Дом находился в глубине двора, но был отлично виден с дороги.
В мае 2008 года дом был снесён. В настоящее время он построен заново по тому же проекту, но с некоторыми изменениями: в середину дома вклинился ещё один этаж.
Холмс и Ватсон бегут по следам Смолла
Ленинград, Каменный остров, Большая аллея, д. 22 "к", особняк В.Н. Яковенко, он же «Профессорский дом»
По труднопроверяемым данным, здание построено в 1887 году, арх. В.И. Шауб и В.В. Шауб. Кто такой / такая / такое В.Н. Яковенко – установить не удалось.
В начале ХХ века здание было передано Сельскохозяйственным курсам, в советское время – Морскому колледжу. Теперь особняк принадлежит Управлению делами Президента России, как и многое другое на Каменном острове. Кстати, в соседнем доме 22, на даче Ф.И. Доливо-Добровольского, в 1834–36 гг. жил со своей семьёй А.С. Пушкин. Здесь им было написано стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Ленинград, Каменный остров, Большая аллея, д. 13, «Дом Фолленвейдера»
Уже знакомый нам дом. Холмс и Ватсон вслед за Тори бегут к калитке, мимо которой накануне ехали к Шолто. Теперь слева от неё находится будка охраны. Если бы они бежали так сейчас, то, не добежав до калитки, упёрлись бы прямо в высокий бетонный забор, по эту сторону которого уже несколько лет ведутся какие-то работы, а вдоль аллеи выстроился целый город из строительных времянок. Поэтому снимать с этой стороны не представляется возможным.
Ленинград, Васильевский остров, ул. Остоумова, д. 21/76, Пожарная часть №8 Василеостровского района
Это бывшее здание Гаванского пожарного резерва, построено в 1906–1907 гг. Архитектор Ф.А. Корзухин. Здесь Холмс с Ватсоном остановились ненадолго, озадаченные поведением пса.
Ленинград, Каменный остров, 2-я Берёзовая аллея
Этот уголок Каменного острова теперь не узнать. Здесь построен элитный жилой комплекс. Внешне здания напоминают старинные. В состав комплекса вошли два сохранившихся дома купца Елисеева, а также прорыт заново ранее закопанный канал. Шесть зданий построены с нуля
Дом Ирэн Адлер
Ленинград, Каменный остров, угол 2-й Берёзовой аллеи, д. 32 и Большой аллеи, д. 14, «Дача Е.К. Гаусвальд»
Это одно из первых в Петербурге зданий в стиле модерн было построено в 1898 году архитекторами В. Чагиным и В. Шене для жены булочного мастера Евгении Гаусвальд. В 1918 году в особняке разместили 3-ю детскую колонию имени Луначарского. Потом долгие годы здесь был санаторий-профилакторий Ленинградского Металлического завода. После особняк опустел, находясь под охраной государства. Неоднократно здесь снималось кино – "Дон Сезар де Базан", "Без семьи", "Летучая мышь".
В 1990-х годах дачу купила частная компания. В настоящее время ею владеет ООО «Импульс» (Олег Дерипаска), её охраняют, но здесь никто не живёт. Прямо за калиткой, перед самым крыльцом, где Холмс впервые увидел Ирэн Адлер, уже несколько лет стоит белый контейнер, в котором находится круглосуточная охрана, выставляющая с территории любопытных и журналистов.
В течение многих лет о судьбе дачи ничего не было известно, пока в 2008 г. не разразился скандал. Как сообщили в Комитете по госиспользованию и охране памятников, здание находится в аварийном состоянии и не подлежит реставрации – все деревянные конструкции на 85% поражены белым домовым грибом, от которого нет способов избавиться. Бывшие владельцы дачи создали микроорганизмам невероятно благоприятную почву для размножения: не один год текла кровля, не было отопления, а вентиляционные окна в подвале в своё время заложили кирпичом.
Поэтому было решено, что здание подлежит разборке и уничтожению огнём, а на его месте будет воссоздана его точная копия. При этом под снос попали и каменные части здания, которые поначалу планировали сохранить. Замалчивается тот факт, что современная постройка не получит статус памятника, а соответственно, её можно будет подвести под любые «государственные нужды» или просто под нужду частного собственника.
Однако, активисты «Живого города» и группы «Эра» получили сведения экспертов, которые подтвердили, что спасти здание можно, есть технологии и препараты. Чиновникам указали на существование химикатов группы фунгицидов, прекрасно справляющихся с «белой напастью», но решение о сносе осталось неизменным.
А вот и окно, крайнее справа, в которое Ватсон бросил дымовую шашку. Дерево под окнами снесли примерно в 2007 году.
За спинами прохожих, наблюдающих за пожаром, находится уже знакомый нам дом Фолленвейдера – он расположен по другую сторону Большого канала, по диагонали.
Кэб увозит переодетого Холмса в туман, вслед за экипажами адвоката и его невесты, по 2-й Берёзовой аллее – то есть не влево от фасада дома, как показывают, а в перпендикулярном направлении.
Церковь Св. Моники
Эстония, Таллин, площадь Свободы (Vabaduse väljak), д. 1. Церковь Св. Иоанна (Яана) (Tallinna Jaani kirik)
Строительство церкви было обусловлено тем, что старая таллинская церковь Святого Духа стала слишком мала для 14 тысяч прихожан. Сбор средств начался в 1851 г. Магистрат дал разрешение на строительство здания за пределами городской стены. Проект церкви был поручен архитектору Кристофу Августу Габлеру (1820-1884), таллинцу, выпускнику Петербургской Академии изящных искусств, до конца своих дней работавшему в эстонской провинции. Для укрепления фундамента, в мягкую почву на месте бывшего городского рва были вбиты десятки дубовых свай. На закладном камне церкви выбита надпись о том, что строительство храма начато в год тысячелетия Российского государства – 1862 г. Строительство шло пять лет, и 17 декабря 1867 г. церковь была открыта при большом скоплении горожан и почётных гостей.
Запрестольный образ Христа на кресте выполнил Карл Готтлиб Вениг, профессор Петербургской Академии изящных искусств.
Неоготический орган, сделанный Густавом Норманном, был открыт в 1869 г. и проработал до 1911 г., после чего был модернизирован Августом Теркманном – он соорудил для органа новый корпус, но использовал прежние трубы. Обновлённый орган был открыт в 1913 г. К настоящему времени и он износился и будет реконструироваться.
Холмс получает конверт от Ирэн
Ленинград, Каменный остров, 2-я Берёзовая аллея, д. 34
Это место находится неподалёку от дома Ирэн Адлер. Теперь здесь новое строение, сохранившее стиль бывшей на этом месте дачи С.Н. Виноградского (Шварца). В начале XXI века первоначальный облик дачи был воссоздан по чертежам и рисункам, выполненным в конце XIX века архитектором В.А. Шене.
Причал на Темзе
Ленинград, Нева, Большеохтинский мост(мост Петра Великого)
Мост, отдалённо напоминающий лондонский Tower bridge, заложили летом 1909 года и открыли осенью 1911 г. Проект инженера Г. Кривошеина и архитектора В. Апышкова. До сих пор ходят слухи, что одна из заклёпок моста – золотая.
Лестница, по которой спускались к воде наши герои, находится со стороны Смольного. Она за эти годы совершенно не изменилась, в отличие от набережной, которая теперь вся одета в гранит, а вдоль неё проходит оживлённое шоссе.
Полицейский катер идёт к докам
Эпизоды на реке примечательны уже тем, что здесь, первый и последний раз в Фильме, нам показывают настоящий Лондон. Врезки с Лондонскими видами заметно мерцают – это результат съёмки на 16-мм плёнку со скоростью 16 к/с. Корреспондент Центрального телевидения Виталий Ильяшенко снял эти кадры, катаясь по Темзе на прогулочном пароходике
Великобритания, Лондон, Вестминстерский дворец (Palace of Westminster)
Рисунки этого здания мы видим в начале каждой серии Фильма.
Вестминстерский дворец имеет богатую историю, неизменно привлекает туристов и признан ЮНЕСКО объектом мирового наследия. Здесь проходят заседания Британского парламента.
Помимо самого дворца мы видим в кадре и Вестминстерский мост, под которым корреспондент проплывал и вверх, и вниз по течению.
И вот тут на мгновение в кадр попадает то, что туда попасть не должно – современное 13-этажное здание старейшей лондонской больницы Св. Томаса (St.Thomas' hospital), построенное в 1975 году прямо напротив Парламента.
Ленинград, Сампсониевский мост (Свободы)
Пока вся компания дремлет в полицейском катере, Вестминстерский дворец показывают ещё раз, но уже не настоящий, а сделанный при помощи хитроумных комбинированных съёмок. Зимой вдруг оказалось, что лондонских киноплёнок не хватило, и нужен ещё один план, а где его взять?
Рисунок в чистом виде всегда расшифровывается даже на телеэкране, поэтому пришлось искать какую-то натуру, чтобы вода под мостом бежала. Для начала был снят пейзаж с Сампсониевским мостом – он вполне подошёл по архитектуре, да и от Ленфильма недалеко. Если присмотреться, у набережной виден лёд, ну да что поделать, в кино так часто бывает. Затем был сделан рисунок Вестминстерского дворца. Потом на двояковыпуклой линзе два изображения совмещались при помощи двух проекторов, установленных по обе стороны линзы, а затем снимались в две экспозиции. Сначала реальный план, закрытый каше в том месте, где должен быть рисунок, а затем он закрывался, плёнка отматывалась назад, и снимался только рисунок с закрытой каше отснятой частью.
Красной линией отмечена предполагаемая граница между натурой и рисунком. Можно заметить, что отражения в воде не соответствуют очертаниям Вестминстерского дворца – это отражения зданий на набережной Большой Невки. Есть незначительные расхождения в контурах моста, но, возможно, это следствие капитального ремонта 2000 года.
Великобритания, Лондон, London bridge, Fishmongers' Hall
Далее наш катер проплывает под Лондонским мостом вверх по течению, сразу за которым мы видим здание рыболовецкой гильдии (Fishmongers' Hall), построенное в 1834 году (арх. Henry Roberts). Первые здания гильдии появились здесь ещё в XIV веке, затем, после Большого Пожара 1666 года здесь построили другое здание, а дом по проекту Робертса возвели одновременно со строительством нового Лондонского моста. В 1940 году дому здорово досталось от немецких бомб, но к 1951 году его отремонтировали, так что то, что нам показывают, мог видеть и Холмс в конце XIX века. Конфуз тут в другом: мост, под которым проплывает катер, был построен всего-навсего в 70-х годах XX века, т. е. незадолго до съёмок.
Лондон присутствует в кадре 67 секунд
А ленинградские эпизоды на реке снимались в самых разных концах города – порой преследователей и преследуемых разделяют многие километры. Не все места найдены, но всё же кое-что рассказать можно.
Ленинград, ул. Красного Текстильщика, д. 12, Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова
Вперемешку с лондонскими видами нам показывают всё тот же Большеохтинский мост и его окрестности. Рулевой полицейского катера был, вероятно, не вполне трезв, так как наши герои несколько раз проплыли под мостом в противоположных направлениях.
На заднем плане всё время маячит вот эта самая Синопская набережная с мрачноватыми промышленными зданиями, о которых стоит сказать особо. Это Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова, он ведёт свою историю от Невской бумагопрядильной фабрики, основанной в 1833 г. Л.И. Штиглицем и специализировавшейся на производстве пряжи, в т. ч. высших сортов. Разместившаяся по соседству в 1888 г. ниточная мануфактура в конце XIX века стала собственностью английского ниточного треста, уже занимавшего лидирующее положение на рынке Западной Европы, и вскоре стала главным производителем швейных ниток в России.
В 1937 г. производства объединились, и сегодня это крупнейшее в России предприятие по производству швейных ниток и единственное по изготовлению ниток для вязанья и вышивки. Кроме того, оно выпускает пряжу для тканей и трикотажа. В производственный комплекс входят 14 зданий, являющихся памятниками промышленной архитектуры. Большое здание, обращённое к Неве, которое мы видим в кадре – это самая поздняя постройка комплекса, сооружённая в 1895 г. по проекту архитектора Л.Л. Петерсона. Интересно, что три кирпичные заводские трубы носят неофициальные названия «Вера», «Надежда» и «Любовь». Трубы были необходимы для котельных, но с 1950-х годов их использовать перестали, а в 1990-х признали аварийными. В конце 2008 г. «Веру» (в кадре она справа) разобрали. В сентябре 2009 г. снесли «Надежду» (посередине). В будущем планируется разобрать и «Любовь». При этом было обещано, что трубы воссоздадут заново как памятник промышленной архитектуры, но надежды на это всё меньше, и меньше.
Засада у доков
Ленинград, Гапсальская ул., д. 1. НИИ синтетического каучука им. ак. С.В. Лебедева
Изрядно походив по рекам Питера и Лондона, наш полицейский катер бросает якорь, чтобы устроить засаду и дождаться появления катера со Смоллом, Тонгой и сокровищами.
Найти это место не удавалось очень долго. Во-первых, в кадре довольно много дыма и контрового света, за которыми трудно разглядеть детали натуры. Во-вторых, члены съёмочной группы основательно разошлись во мнениях, где это место следует искать. И в третьих, как оказалось в итоге, это место вообще труднодосягаемо для большинства городских жителей, ибо находится на закрытой территории Морского порта, окружено судостроительными предприятиями и защищено от случайного постороннего взгляда акваторией Большой Невы и Екатерингофки.
Главным ориентиром послужило промышленное здание из красного кирпича, ощетинившееся множеством тонких труб, наводящих на мысль о вредном производстве. Оно оказалось корпусом бывшего Казённого спиртоочистного завода, занимающего целый квартал от гавани Таможенный Ковш до Гапсальской улицы. Несколько построек этого завода относят к 1860 году, а что касается данного здания – вопрос пока открыт. С 1930 года здесь располагается опытный завод синтетического каучука (с 1981 г. – Всесоюзный Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени НИИ синтетического каучука им. академика С.В. Лебедева).
Ленинград, Средняя Невка, Елагин остров
Затем вдруг оказывается, что катер стоит прямо напротив стрелки Елагина острова, где в то время как раз шла реконструкция. Именно оттуда наутро появился катер «Диана».
Вот где-то здесь, у северного берега Крестовского острова (кстати, примерно здесь же должен находиться и «дом Смита»), вся наша компания просидела в засаде всю ночь. Мы говорим «всю ночь», так как вечер сменился сумерками, а потом снова наступил день, но, судя по солнцу, всё снималось исключительно вечером. Справа – вид со стрелки Елагина острова, откуда вышла «Диана».
Погоня по Темзе за катером Смолла
Итак, погоня началась, и маршрут становится совершенно беспорядочным. Пока «Диана» удирает по Средней Невке в Финский залив, за спиной преследователей по-прежнему маячит Большеохтинский мост. Если бы не густой дым, можно было бы разглядеть Смольный собор.
Здесь за спинами наших героев видна Смольная набережная (в те годы ещё не одетая в гранит), а справа вдалеке видны корпуса Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) на Свердловской набережной и трубы ТЭЦ-17 на ул. Жукова. Съёмка велась со стороны устья Охты, а Смольный собор едва не попал в кадр.
Почти от Большеохтинского моста преследователи стреляют по Тонге, который пытается доплюнуть до них аж от самого Елагина острова. После погони тело Тонги ищут снова у южного берега Елагина острова, что вполне логично. Катера идут вдоль т. н. Зелёного пляжа
Таким образом, с момента выхода из дока до момента, когда Тонга упал за борт, «Диана» прошла по Средней Невке всего-то около 400 м – весь этот участок помещается на одной фотографии – а шуму-то было, шуму...
Есть и ещё одна акватория, по которой проходил маршрут погони – Гребной канал. Здесь же погоня закончилась, а Джонатан Смолл пустился наутёк.
Берег, к которому пристал катер Смита, а следом и полицейский катер – это северный берег Гребного канала, а именно Бычий остров, отделяющий канал от Большой Невки.
Ещё в самом начале 21 века здесь был уголок нетронутой природы в центре города, всего в нескольких минутах ходьбы от метро. На острове сохранялось большое разнообразие растений, в том числе лекарственных и редких видов, жили зайцы, гнездились птицы.
А потом этот уголок природы стал стройплощадкой.
Последние несколько лет поверхность острова представляет собой плоский блин, лишённый растительности, и определить точное место, где причалили катера, не представляется возможным. Болотистая низина, где был схвачен Джонатан Смолл, по всей вероятности находилась в северо-западной части острова, периодически захлёстываемой волнами Финского залива.
Продолжение следует...
Места найдены и сфотографированы Виктором Оковитым, tulnov, sergio, pasha_su, Оксо Витни и Александром Олеговичем с помощью подсказок Игоря Масленикова и Аркадия Тигая
Источник
Смотрите также другие посты из серии «Кинопрогулка с «Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном» или где снимали любимый фильм»:
Часть 1. «Знакомство» |
Часть 2. «Кровавая надпись» |
Часть 3. «Король шантажа» |
Часть 4. «Смертельная схватка» |
Часть 5. «Охота на тигра» |
Часть 6. «Собака Баскервилей» |
Мои предыдущие посты:
По волнам нашей памяти! Импортный винил в СССР | Ессентуки в 60-е годы XX века | Потерянная песня Виктора Цоя «Атаман» | 21 июня 1962 года родился Виктор Цой | Эксклюзивные фотографии со съемок фильма «Брат-2» из личного архива режиссера Алексея Балабанова |
http://sagetator.livejournal.com/1408814.html