•  
  • Новости
  • Четыре листа фанеры или два убийства в баре (1992)

Четыре листа фанеры или два убийства в баре (1992)

by news
Categories: Новости
Comments: No Comments
Published on: 02.10.2016

В рамках кинорулетки "перестроечное кино", спасибо коллеге altereos.

Режиссеры: Иван Гаврилюк, Сайдо Курбанов
В ролях: Ольга Сумская, Иван Гаврилюк, Богдан Ступка, Лариса Удовиченко, Борислав Брондуков, Ада Роговцева, Сайдо Курбанов.

Рецензия не обойдется без спойлеров, но совесть моя чиста, потому что нормальный человек, не скованный "рулеточными" обязательствами, вряд ли потратит час с четвертью своей жизни на этот фильм.

Предваряется фильм половиной анекдота (в ту пору актуального) про четыре листа фанеры, которые следует купить на последние деньги. Ну если кто не в курсе, спрашивайте в комментах, я расскажу. Наверное, сама идея экранизировать анекдот в качестве пролога-эпилога к фильму, сильнее всего характеризует перестроечный российский кинематограф.

Кроме пролога есть еще и предыстория - журналистка Софья (Сумская) переживает у телефона по поводу пропажи мужа. Милиция звонит, они по телефону ругаются, потом милиция приезжает, они опять ругаются - у Софьи удивительно дурной характер для журналистки. С другой стороны причина для расстройства у нее есть - как выяснилось на месте, ее муж занимался любовью с какой-то девушкой в жигулях, да и угорел в процессе (что странно, жигуль стоял на улице). Приезжает капитан Мазепа (Гаврилюк), Софья и на нем вымещает дурное настроение, даже пытается разбить ветровое стекло его дорогой огромной американки, но обошлось.

Вроде как с тех пор прошло сколько-то времени, но спасибо прекрасному украинскому монтажу (тут нет национального наезда, про русский монтаж того периода я мог бы сказать то же самое), ориентироваться в хронологии фильма довольно-таки трудно. Итак, Софья приезжает в ГУВД на встречу с милицейским генералом (Ступка), ругается с дежурным офицером у входа по поводу парковки (генерал и пресс-секретарь Управления (Курбанов) смотрят на этот скандал из окна, потому что других дел у них нет, и о чудо, разбирают каждое слово, хотя там закрытые окна и черт знает какой этаж). Потом Софья пытается ругаться с генералом, но у того характер ангельский. поэтому ссоры не получается, зато а наличии масса шуток, о том что секретарша генерала не может добыть пирожных к чаю, потому как перестройка и бедность.

В общем, Софье поручают очерк о работе ГУВД на примере лучшего офицера украинской милиции - уже знакомого нам капитана Мазепы, у которого была бы стопроцентная раскрываемость, если бы не два убийства в баре и парочка покушений на самого Мазепу, которые он смог раскрыть, потому что сапожник без сапог.

И тут опять роскошный монтаж и проблемы с хронологией, но как я понял, Софья вспоминает, как после смерти мужа-изменщика она заливала горе в каком-то баре, и после пары-тройки таких вечеров к ней начал клеиться командировочный кавказец, а она даже завязала с ним знакомство, но какой-то ряженый шут в шляпе, очках и накладной бороде вломился к директору бара кабинет и застрелил несчастного, а все потеряли голову одна Софья начала распоряжаться и вызвала милицию и (наверное, скоро, но монтаж! - непонятно) прибыл товарищ Мазепа и вместо обычных мероприятий на месте преступления (они может и были, но монтаж!) капитан подвозит Софью домой, а потом она затаскивает его в постель чуть ли не силком (ну а что, он всяко лучше кавказца).

Спасибо протекции генерала, Софья читает старое дело о другом убийстве в том же баре - вломились два орла в тулупах и масках и застрелили бармена. И как остроумно заметил Мазепа, "видели орлов всех, но это же не приметы".

Вы думаете, Мазепа и Софья начнут искать и обсуждать улики? Нет, конечно. Капитан в своей деятельности больше полагается на интуицию, о чем неоднократно сообщает Софье, у которой и самой этого добра хватает. Вместо расследования они познакомятся с ограбленной супружеской парой кооператором (Брондуков) и его вздорной женушкой их Житомира (Удовиченко). Волшебная интуиция не подвела Мазепу, он сразу вычислил, что так кооператор кидает законную супругу в ожидании развода, и мягко кооператора шантажирует в присутствии Софьи.

У Софьи и Мазепы дело идет к свадьбе, она знакомится с родителями капитана (маму играет Роговцева), потом с бывшей пассией капитана, откуда узнает о странной истории взаимоотношений между Мазепой и другом его детства, тем самым убитым директором бара.

У Софьи начинает работать ее интуиция, она сопоставляет кусочки мозаики (из которых не то что, слово "Счастье", букву "С" не выложишь) и вдруг понимает, что это Мазепа убил директора, который в свою очередь убил бармена. А до того директор пытался убить Мазепу. Ну вот такие высокие отношения между друзьями детства. Интуиция посылает Софье видения, как все происходило.

Она пытается допросить официантку в том баре, заодно по привычке флиртует со старым знакомым - кавказцем, но официантка запирает Софью в морозильник, кавказец вяло пытается ее спасти. замерзающая Софья ловит очередную серию видений-откровений, а потом она как-то волшебным образом спасается, ее навещает пресс-секретарь, который зачем-то рассказывает Софье, что Мазепа давно работает на мафиозную структуру, которую возглавляют генерал и сам пресс-секретарь и еще какие-то люди, не появлявшиеся до сих пор в кадре. И что ликвидация директора, который от рук отбился и платежи задерживал, была признана успешной операцией на пользу делу, за что ему полагается премия в пятьдесят тонн зеленых. Хотя директор должен был всего десять. И что мафия Мазепу отпускает, но если он останется на службе, будет рада.

Потом Софья вяло выясняет с Мазепой отношения на собственной с ним свадьбе и грозит ему пистолетом при всех под свадебным столом. А потом нам показывают финал анекдота про фанеру и сцену, в которой счастливые молодожены эмигрируют в США, где в банке их ждут пятьдесят тысяч.

Смотрел я всю эту ахинею и думал, ведь было что-то в голове у ее создателей, которые сперва ее писали, а потом снимали. Я даже вычислил основную идею этого шедевра. Имысль эта билась в голове у всех украинцев, россиян и прочих бывших советских граждан - до чего проклятый ПЖ страну довел, точнее, в каком аду мы вдруг все оказались. Собственно, именно эта мысль связывает анекдот про фанеру и сам фильм. Ну и если коротко рассмотреть сюжет (если этот набор несвязных эпизодов можно назвать сюжетом), то получится, что лучший представитель украинского правосудия на деле бандит на службе мафии, журналистка-правдоруб спит с ментом-бандитом, а после и вовсе эмигрирует на деньги организованной преступности.

И видно невооруженным глазом, как и без того слабенький сценарий окончательно губит волшебный монтаж и столь же волшебная режиссура. Ну да, Удовиченко, Брондуков, Ступка и Роговцева - отличные актеры (и кстати смотреть на их игру даже в этом бардаке приятно), но на каждого из них приходится по паре сцен. Игру остальных трудно оценить, потому что нет никакой актерской задачи, которую они бы могли решать.

Должен заметить, что наивные попытки перестроечных кинематографистов, делать чисто жанровое кино, не перегруженное "глубокими идеями", давало харизматичный результат - можно вспомнить боевики типа "Американ боЙ или даже довольно милую эротику класса "Обнаженная в шляпе". Но "Четыре листа фанеры" - очевидный мусор. Спасибо, что дали актерам заработать.

http://jacob-burns.livejournal.com/105589.html

Tweet
хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
No Comments - Leave a comment

Welcome , today is Воскресенье, 26.03.2017
Close Print
Яндекс.Метрика