Позавчера у нас был мастер-класс Сергея Владимировича Урсуляка. Вернее — открытый диалог режиссера с аудиторией типа желающих научиться делать кино. Мне понравилось. Понравилась честность Сергея Владимировича в некоторых вопросах (он, конечно, по первому образованию актер, и актер неплохой, что видно. И наверное, доля игры и шоу в этом диалоге была, но по большому счету играть ему было незачем. И я бы не сказала, что он играл).
Воспроизводить всю 2-х часовую встречу не имеет смыла. Пересажу один кусок, который показался мне наиболее интересным. Последние 6 лет Сергей Урсуляк занимается исключительно телекино. (ну, уж «Ликвидацию» все видели? Хотя бы одну серию.) Для тех, кто в танке, объясню кратко, что есть телекино. Это очень хорошие телесериалы (или многосерийные фильмы, если угодно). Или не очень хорошие полнометражные фильмы, предназначенные еще в производстве исключительно для показа по ТВ. Заказчиками таких работ, как не трудно догадаться, выступают телеканалы. Собственно, телекино отличается от обычных ситкомов и прочего мыла тем, что при создании для ТЕЛЕаудитории эти фильмы производятся по КИНОшной (а не по телевизионной) технологии. Надеюсь, стало понятнее)))
Так вот, Сергей Владимирович любезно объяснил, почему он занялся именно телекино и почему в этом виде кинотворчества полагает себя на своем месте. Он сказал примерно следующее: «В производство фильма я как режиссер вкладываю очень много. Много себя. И хочу получать отдачу от аудитории. Хочу, чтобы люди говорили о моей работе — вот фигня! (он выразился резче) или вот отличная вещь! А с полнометражными фильмами для кинопроката такого в нашей стране практически невозможно добиться. Ну, снял я фильм. Вложился в него, истратил себя, выжал. И даже на фестивале что-то получил. И посмотрело этот фильм в общей сложности человек 300 — 500 — собственно, фестивальная аудитория. То есть такие же, как я, киношные люди. Похвалили, поругали в своем кругу — и что? В какой-то момент (собственно, как я поняла, после фильма «Сочинение ко дню Победы») мне перестало этого хватать. И тут так получилось, что мне предложили делать «Ликвидацию», и я ушел в телекино. Там заведомо аудитория — миллионы. Да, там другие условия игры. Но там и другая отдача. Мне приятно узнавать, как актера, которого вчера никто не знал, на следующий же день после первых серий начинают останавливать прохожие на улицах и говорить- ой, а это вы?.. Приятно, когда моих актеров отпускают гаишники, даже если они проехали на красный свет, отпускают только потому, что он — это Челкан, а она — это Нора. В телекино я чувствую отдачу аудитории. Отдачу, которая позволяет восстановить силы и взяться за следующую работу».
Мне кажется, очень честно это сказано было. Без пафоса типа «мы делаем высокое искусство». Впрочем, кому-то из нашей аудитории это не понравилось, кто-то по выходе из зала назвал Урсуляка ремесленником. Не вижу в ремесле ничего плохого. Если это честное ремесло. А не халтура.
Сергей Владимирович еще сказал (не буду приводить контекст, речь шла о «Предстоянии» Михалкова): «То, что для Михалкова — неудача, для васи пупкина — Эверест!» Вот так же хочу сказать: Честное ремесло, простое ремесло, в которое вложено сердце, — гораздо ценнее, или, если угодно, выше, чем заумное искусство ради искусства.