Сходили всей семьей на "Зверополис". Выходя, гадали: откуда берется комический эффект в сцене с ленивцем? Отчего вот это нарочито меееедленное, неспеееешное, протяжееееенное движение и такая же речь заставляют зрителей смеяться?
Вот в трейлере эта сцена целиком. Он почти весь состоит из одной этой сцены, такая она длинная.
Мне все время казалось, что это либо старый какой-то трюк в очень-очень неузнаваемой обертке, либо человек, придумавший ленивца, придумал вместе с ним что-то совершенно новое и от новизны - вдвойне эффектное. Семья оказалась не согласна.
Кирилл считает, что комический эффект целиком построен на контрасте - медленный ленивец на фоне остальных, весьма активных зверей.
Муж склоняется к другому контрасту: глупого лица и хорошей открытой улыбки, которая это лицо совершенно преображает.
Мне же кажется, что тут все сложнее и комическая ситуация - слоистая, как торт "Наполеон".
Сначала мы видим пародию на госучреждение, где толпы людей, а чиновники никуда не торопятся и медленно-медленно делают свое дело. Саркастический смех.
Потом в дело действительно вступает эффект контраста: вот активные действующие лица, зайчишка, которая вообще сгусток энергии - а вот неспешный ленивец. Беззлобный, но все же "умный" - от ума, а не от сердца, - смех.
Потом ленивец улыбается героям. Улыбка - знак безопасности, и этот знак растянут во времени. Секунда... другая... третья... мы внимаем этому знаку и он исподволь заставляет нас расслабиться.
Начинается диалог. Молниеносная зайчишка и нормально-быстрый лис против медленного ленивца. Мы помним, что ленивец "хороший" (он улыбается!), мы расслаблены (он улыбается!) но мы остаемся собой. И когда зайчишка тараторит, не может сдержать нетерпения и повторяет все по десять раз, мы сначала всей душой с нею. Скорее, скорее, скорее!
И пока ленивец успевает сказать одно свое медленное слово длиной в семь секунд, мы успеваем подумать о сотне разных вещей. Примерно так:
Ну скорее же, скорее!
Какой он медленный!
Это невозможно вынести!
Почему так долго!
Ну же, ну!
И где-то на этом месте (когда зайчишка начинает, кажется, в отчаянии стучать головой о стойку), мы понимаем, что вот оно, наше персонифицированное нетерпение, вот как оно выглядит со стороны. И смеемся над собой.
А потом ленивец медленно-медленно, но так искренне улыбается (боже мой, искренне! мы точно говорим о ленивце?), и мы смеемся в последний раз, чисто и беззлобно, от осознания того, какая это счастливая ситуация, когда все хорошие и все хорошо, а все нестыковки и несовпадения так нелепы и, по сути, не имеют никакого значения.
Любопытно все же было бы про это прочесть: задавался ли кто-то вопросом об "эффекте ленивца"? и к какому пришел мнению? И если это действительно что-то новое, то интересно будет посмотреть, как этот очень удачный ход будет реализован в других фильмах.
http://autumn-flavour.livejournal.com/1587491.html