Давненько я не смотрел хорошего кино: летом в отпуск летал, а вернулся - война всё ещё шла, как-то не до бытовых развлечений было. И вот буквально пару дней назад, роясь в фильмографии Юри Ярвета (был спор на одном кинофоруме, пришлось лезть в Википедию за агрументом), я наткнулся на совершенно незнакомый мне фильм - "Отель «У погибшего альпиниста»", снятый в далёком 1979 г.на киностудии "Таллинфильм".
Название меня заинтересовало: щёлкнул мышкой и стал читать. Мама мия, да это экранизация Стругацких - научная фантастика, то есть! Любопытно. Вообще, стыдно признаться, но в творчестве братьев Стругацких я совершенно не разбираюсь, если не считать фильма "Чародеи", который, вообще-то, является радикально переработанной частью повести "Понедельник начинается в субботу". В общем, решил я восполнить пробел - нашёл фильм на торентах и скачал.
Ну, доложу я вам, выдали эстонцы кино! Фильм получился эдакой причудливой смесью из оригинального фантастического сюжета с пришельцами, роботами, попыткой контакта цивилизаций, и какой-то жесточайшей психоделики, усиленной электронными музыкальными экспериментами композитора Свена Грюнберга. И это при дремучем Совке, в 1979 году! Воистину, прибалты всегда были "советскими иностранцами". Вообще, не могу по-хорошему не поразиться либерализмом тамошней советской цензуры - на каком-нибудь "Мосфильме" за подобные эксперименты режиссёру давно поставили бы клизму по самые гланды.
Операторская работа поражает: мало того, что весь фильм снят в красивейшем месте - в казахском горнолыжном курорте Чимбулак, так ещё и цветовая гамма подобрана так, что невольно начинаешь сомневаться в реальности происходящего (именно это, кстати, постоянно чувствует главный герой). Картинка абсолютно нетипичная для советского кино, да и на Западе далеко не все так снимать могут. В Википедии, между прочим, я вычитал потом, что холодные цвета были подобраны нарочно: чёрный, синий и белый - цвета национального флага Эстонии. Национализм на марше, хехе.
Теперь о самом повествовании. Во-первых, режиссёр Григорий Кроманов, не используя почти никаких спецэффектов, достиг вполне хичкоковского саспенса, и я ловил себя на жутковатом предчувствии. Молодец. Во-вторых, братья Стругацкие не были бы братьями Стругацкими, если б помимо фанатастики не добавили в свой сценарий филосовских вопросов. Что выше: профессиональный долг, или общая этика? Этично ли погубить разумное живое существо, даже если оно - не человек? Где та грань, за которой человек ОБЯЗАН преступить свои профессиональные обязанности, чтобы удержаться от зверства и сохранить свой человеческий облик? Финальный монолог главного героя вообще звучит очень похоже на оправдания нацистских преступников, как один утверждавших, что они всего лишь руководствовались правилами и выполняли приказ.
Резюмирую: несмотря на некоторую затянутость, присущую всем прибалтийским фильмам, очень советую всем это кино. Фильм умный, красивый, очень глубокий и нетривиальный.
http://golan.livejournal.com/856574.html